Истребители Первой мировой. Обзор » Неизвестная авиация
В ходе Первой мировой войны не только сформировался самолёт-истребитель как специализированная боевая машина, но и была разработана тактика использования, также появились немало лётчиков-асов.
К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 г.) разделения военных самолётов на какие-либо классы в помине не было, а скорость едва-едва перевалила за 100 км/ч.
И ни о чём большем, как разведка, связь и корректировка огня артиллерии, никто и не мечтал. Однако вскоре как раз эти самые разведчики и корректировщики противника вызвали сильное желание прекратить их деятельность. Поначалу решение задачи представлялось достаточно очевидным: разделить обязанности — один пилотирует, второй стреляет.
Суета вокруг пулемёта
Как раз по такой схеме был построен английский Виккерс F.B.5 – для увеличения углов обстрела пулемёт разместили в передней части самолёта. Двигатель и винт пришлось сделать толкающими, вписав в заднюю часть гондолы экипажа. Хвостовое оперение соединялось с корпусом двумя фермами. Британская авиация получила F.B.5 осенью 1914 года, и они стали первыми самолётами, изначально предназначенными для уничтожения других летательных аппаратов. Первые же столкновения в небе показали, что попасть в маневрирующую цель, стреляя с одновременно маневрирующего в трёх измерениях самолёта, крайне сложно. Вскоре в разных странах пришли к одной идее – оружие должно быть закреплено неподвижно, а целиться единственный лётчик будет всем самолётом. Оставалось решить одну проблему – как примирить пулемёт с винтом? В то время питание большинства пулемётов было магазинным, и, истратив 30-40 патронов, магазин приходилось менять. При необходимости перезарядить пулемёт лётчик опять-таки должен был иметь доступ к затвору. Таким образом, для размещения пулемёта оставалась лишь полусфера спереди от пилота на расстоянии длины его рук. Воздушный винт неизбежно пересекал ось ствола, и чем закончилась бы для деревянного (да и металлического) винта встреча с пулями, понять нетрудно.
Немецкий истребитель-моноплан Фоккер E.III с синхронным пулемётом легко расправлялся с соперниками. Осень 1915 года.
Идей преодоления этого противоречия было несколько. Англичане, продолжая линию F.B.5, просто убрали стрелка, закрепили пулемёт неподвижно и получили DH.2, ставший одним из основных участников воздушных боёв в конце 1915 и начале 1916 года. Другие конструкторы установили пулемёт на верхнем крыле, что позволило поднять ствол выше диска винта, при этом он мог опрокидываться вниз-назад, позволяя лётчику выполнить перезарядку или обслуживание.
Однако самым надёжным и удобным местом оставалась передняя верхняя часть фюзеляжа перед пилотом. В этом случае линия прицеливания практически совпадала с осью ствола, а затворы были доступны безо всякой эквилибристики (в отличие от предыдущей схемы).
Французский конструктор Ролан Гарро (впоследствии знаменитый спортсмен) решил проблему простейшим образом: на винт в том месте, куда попадали пули, установили стальные клинья, названные «отсекателями», спасавшие винт от прострела и разрушения и никак не влиявшие на работу пулемёта. Минусы такого примитивизма были очевидны – часть выстрелов терялась впустую, на винт (а через него и на мотор) действовали значительные ударные усилия. Более изящным решением стало применение синхронизатора, прерывавшего стрельбу на те доли секунды, пока лопасть пересекала ось ствола.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Крылья: извилистый путь
К началу войны подавляющее большинство военных самолётов было бипланами (два крыла разнесены по высоте) либо монопланами с одним крылом, отягощённым многочисленными расчалками. Первые воздушные бои не позволили однозначно выбрать одну или другую схему. В марте – апреле 1915 года, после установки отсекателей, моноплан Ролана Гарро добился впечатляющих успехов, одержав за три недели несколько побед.
В июле с другой стороны фронта появился Fokker Eindecker – тоже моноплан, но уже оснащённый синхронным пулемётом. В руках отличных немецких лётчиков вышла смертоносная смесь, получившая среди авиаторов Антанты прозвище «Бич Фоккера» — настолько убедительными были успехи. Переломить ход воздушных схваток удалось лишь в марте 1916 года: англичане пустили в бой «пушер» (pusher – «толкач», самолёт с толкающим винтом) DH.2, а французы – «сескиплан» (биплан с чрезвычайно узким нижним крылом) «Ньюпор 11», а затем его же улучшенный вариант «Ньюпор 17». Лучшая, по сравнению с «Фоккером», маневренность и большая скорость позволили лётчикам захватить господство в воздухе.
«Ньюпор 17» — улучшенный вариант самолёта «Ньюпор 11».
К началу 1917 года немецкие конструкторы создали достойный ответ в виде бипланов «Альбатрос» D.III и D.Va. Отличная маневренность бипланов по сравнению с монопланами подтолкнула конструкторов к очевидному шагу – увеличить число крыльев в расчёте ещё улучшить маневренность. Так появились трипланы, наиболее известными из них стали английский Сопвич «Триплан» и немецкий Фоккер Dr.I.
К середине 1918 года истребители по обеим сторонам фронта пришли к примерно одному стандарту: лёгкий, но прочный одноместный самолёт-биплан с мощным двигателем – чаще рядным, водяного охлаждения – и вооружением из двух синхронных пулемётов. Примерно так выглядели самые массовые и успешные истребители конца войны: французский SPAD.XIII, английский RAF S.E.5 и немецкий Фоккер D.VII.