Як-15 — реактивный истребитель
Як-15 — реактивный истребитель
ОКБ А.С. Яковлева начало работу над первым реактивным истребителем Як-15 в 1945 г. Согласно Постановлению ГКО от 9 апреля 1945 г., ОКБ поручалось спроектировать, построить и передать на испытания истребитель с двигателем ЮМО-004. Стремясь как можно быстрее выполнить задание, решили создать его на базе проверенного в эксплуатации самолета Як-3. Сохраняя его компоновку, турбореактивный двигатель установили на месте поршневого, в носовой части, а сопло вывели снизу в средней части фюзеляжа.
Истребитель Як-15 — видео
Так впервые в советской практике появилась реданная схема. Конечно, такая схема привела к некоторому ухудшению общей аэродинамики машины, но зато дала огромный выигрыш во времени. В ОКБ проект получил обозначение Як-ЮМО. А.С. Яковлев хорошо понимал важность поставленной задачи и возможную степень ответственности в случае неудачи. Работа над опытным Як-ЮМО велась высокими темпами. Конструкция самолета цельнометаллическая, с максимальным использованием узлов и агрегатов серийного Як-3. Внизу фюзеляжа, над соплом двигателя, крепился легкосъемный теплозащитный экран.
В октябре 1945 г. новый самолет Як-ЮМО (обозначение Як-15 он получил несколько позже) был построен, и было запланировано до конца года начать его летные испытания. Но при первых же наземных испытаниях силовой установки выявился перегрев нижней части фюзеляжа от выхлопной струи двигателя, и сгорело хвостовое колесо. В декабре 1945 г. построили вторую машину, отличавшуюся увеличенной площадью стабилизатора, стальным хвостовым колесом и наличием вооружения.
В день, назначенный для первого полета, Як-15 стоял в полной готовности на аэродроме ЛИИ с самого утра. Но с КП сообщили: в первой половине дня действует запрет на полеты, в связи с полетами самолетов, готовившихся к первомайскому параду. Рядом на поле стоял самолет МиГ-9 конструктора А.И. Микояна и тоже ожидал разрешения на первый вылет. Когда же А.И. Микоян узнал о запрете, он лично позвонил командующему авиацией Московского военного округа и попросил, в виде исключения, произвести первый вылет его самолета. Ему разрешили, и МиГ-9 совершил первый полет, став первым реактивным самолетом в СССР. Через два часа взлетел и самолет Як-15, пилотируемый летчиком-испытателем М.И. Ивановым. Это было 24 апреля 1946 г. Заводские испытания завершились в июле 1946 г., а месяц спустя летчик М.И. Иванов продемонстрировал истребитель на воздушном параде в Тушино.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
После этого праздника по личному указанию И.В. Сталина надо было построить 15 самолетов Як-15 к 7 ноября. 12 сентября 1946 г. Тбилисскому заводу было дано задание построить 15 самолетов и доставить их в Москву. И все это сделать за 55 дней. К первым числам ноября все 15 истребителей облетали летчики-испытатели, но воздушный парад не состоялся из-за погоды.
Прошедшие госиспытания самолета выявили некоторые недостатки. Так, из-за металлического хвостового колеса вибрировал руль поворота, газовая струя разрушала поверхность летного поля, при взлете бетонная крошка и камни повреждали стабилизатор и г.д. В заключении Акта по результатам госиспытаний отмечалось: «Самолет Як-15 удовлетворяет требованиям ВВС к тренировочному реактивному истребителю». Самолет Я к-15 стал первым советским реактивным самолетом, официально принятым на вооружение ВВС, и первым истребителем, на котором военные летчики осваивали высший пилотаж. Серийное производство Як-15 завершилось в 1947 г. выпуском 280 машин. Один экземпляр Як-15 сейчас хранится в музее ОАО «ОКБ им А.С. Яковлева».
Тактико-технические характеристики Як-15
Экипаж, чел.
1
Двигатель, тип х кол, название
ТРДх 1, РД-10
Тяга, кгс
900
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,2/14,85
Длина самолета / высота самолета, м
8,7/2,2
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2742/ 1852
Полезной нагрузки, кг
716
Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
786/700
Практический потолок, м
13 350
Максимальная дальность, км
510
Вооружение
пушки НС-23КМ 2×23 мм
Фото Як-15