Пассажирские

Як-12 — легкий самолет

Як-12 — легкий самолет

В середине 1940-х гг. в плане восстановления и развития народного хозяйства говорилось: «… восстановить и развить местные воздушные линии… развить массовое использование авиации специального применения по борьбе с вредителями сельского хозяйства, по санитарному обслуживания населения…» Для выполнения поставленных задач требовался новый самолет, способный заменить По-2. Такой многоцелевой легкомоторный самолет Як-12 был спроектирован и построен в ОКБ А.С. Яковлева в 1947 г.

Самолет Як-12 — видео

По схеме самолет Як-12 подкосный высоко план с неубирающимся шасси и подкосно-расчалочным хвостовым оперением. Его двухлонжеронное деревянное крыло с полотняной обшивкой оснащено закрылками щелевого типа и фиксированным предкрылком. Каркас оперения металлический, также обшитый полотном. Основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб. В носовой части обшивка дюралевая, в хвостовой полотняная, натянутая на деревянную опалубку. Кабина четырехместная, автомобильного типа. При необходимости в ней справа можно было установить носилки для перевозки больного. Шасси пирамидального типа с резиновой амортизацией. На первых Як-12 устанавливался двигатель воздушного охлаждения М-11ФР-1 мощностью 160 л.с.

В конце 1947 г. Як-12 успешно прошел испытания. В своем первоначальном виде Як-12 был двухместным и предназначался для использования в ВВС как связной и санитарный. Также он использовался на местных линиях ГВФ с тремя пассажирами. В основном в аэроклубах он использовался как буксировщик планеров, пока ему на смену не пришла «Вильга». Самолет серийно строился до 1950 г. и вполне отвечал предъявленным требованиям, за исключением взлетно-посадочных характеристик. За это время было выпущено 788 самолетов различных модификаций. На его базе было создано несколько модификаций. Для обучения летного состава был создан Як-12УТ с двойным управлением. В 1949 г. был создан поплавковый вариант Як-12ГР, однако, как показали летные испытания, его летные качества оказались намного хуже. На одном из самолетов был установлен двигатель АИ-14РФ мощностью в 300 л.с. и к нему внизу было добавлено небольшое крыло.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Модификации Як-12:

Як-12С — санитарный вариант для одного больного на носилках;

Як-12СХ — сельскохозяйственный самолет для опыления, с баком для химикатов, распложенным под фюзеляжем. Применялся и как аэросеятель;

Як-12Р — связной самолет для ВВС и ГВФ. Установлен более мощный двигатель АИ-14Р мощностью 260 л.с. В хвостовой части установлен сошник — тормозной крюк, выпускающийся при посадке на грунтовой аэродром для сокращения пробега;

Як-12М — самолет на три пассажира с удлиненной хвостовой частью, с новым оперением и форкилем;

Як-12А — самолет с трапециевидным крылом с предкрылками и одним подкосом вместо двух.

Тактико-технические характеристики Як-12М

Экипаж, число пассажиров, чел.
1, 3

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, АИ- 14Р

Мощность, л.с.
260

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
12,6 / 23,8

Длина самолета / высота самолета, м
9,0 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1450 / 1026

Полной нагрузки, кг
424

Максимальная скорость у земли, км/ч
182

Практический потолок, м
4160

Максимальная дальность, км
765

Фото Як-12

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»