И-5 — советский истребитель-полутораплан
И-5 — советский истребитель-полутораплан
И-5 — советский истребитель-полутораплан. В 1929 г. было принято решение об организации при НКВД СССР тюремных конструкторских бюро: одно для моторостроителей (ОТБ ) и одно Для проектирования самолетов (ОКБ). В ОКБ занимались проектированием самолетов различного назначения. В конце ноября 1929 г. начальник ВВС Я.И. Алкснис выдал задание Н.Н. Поликарпову на создание маневренного истребителя с двигателем воздушного охлаждения. Оно повторяло задание на истребитель И-5, с которым КБ ЦАГИ не справилось. Продувка моделей в аэродинамической трубе и проведение других исследований «на стороне» не предусматривались.
Истребитель И-5 — видео
Параллельно эскизы истребителя набрасывали и другие конструкторы, в том числе и Д.П. Григорович. После обсуждения проектов остановились на двух вариантах: Григоровича и Поликарпова. Но их проекты существенно расходились, особенно по хвостовой части фюзеляжа. Но затем в горячих спорах между ними проект Поликарпова был признан лучшим. В январе 1930 г. находящихся в заключении конструкторов перевели из Бутырской тюрьмы на завод № 39 им. В.Р. Менжинского в отдельный ангар. Работа велась в бешеном темпе. Поликарпов был подавлен приговором о расстреле, и только железная воля Григоровича позволяла выдерживать заданные сроки постройки самолета. В конце апреля 1930 г. новый истребитель с двигателем «Юпитер-VII» был доставлен на аэродром. Самолет имел условное обозначение ВТ-11 (аббревиатура ВТ означала — внутренняя тюрьма).
Конструкция самолета И-5 была смешанная. Передняя часть фюзеляжа до кабины пилота обшивалась дюралевыми листами, хвостовая часть — полотном. Вооружение состояло из двух пулеметов ПВ-1, расположенных по бортам фюзеляжа ниже продольной оси. Стволы пулеметов входили в длинные прорези, тянувшиеся к капоту двигателя. 29 апреля 1930 г. летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц совершил на истребителе первый полет. Уже после первых полетов стало ясно, что получился хороший истребитель, и 13 сентября под маркой И-5 его запустили в серию. По своим летным данным И-5 соответствовал мировому уровню развития авиации. Однажды на испытаниях летчик-испытатель И.Ф. Петров потерпел аварию: в конце пробега самолет вдруг встал боком и перевернулся. Когда самолет стал выпускаться серийно, из строевых частей стали поступать сведения аналогичных аварий. Обнаружился скрытый дефект, проявлявшийся только в штилевую погоду, при ветре же площадь рулей была достаточна для удержания самолета от разворота при остановке. Изменения, внесенные в конструкцию шасси по предложению Петрова, избавили серийные истребители от этого недостатка.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Первые серийные истребители И-5 стали выходить из сборочного цеха завода № 1 в конце 1931 г. Вместо индивидуальных обтекателей головок цилиндров на них устанавливали кольцо Тауненда и обтекатели на колесах. В процессе серийного производства истребитель неоднократно улучшался. Всего было построено 815 машин. И-5 состоял на вооружении около девяти лет. На базе истребителя был создан двухместный учебно-тренировочный самолет УТИ-1. И-5 использовался для различных испытаний новой техники. На нем отрабатывались реактивные снаряды РС-82, его применяли в качестве пикирующего бомбардировщика, подвесив под нижнее крыло две 250-кг бомбы. Самолет также применялся в системе «Звено» B.C. Вахмистрова. Два И-5 устанавливались на крыле ТБ-1 с возможностью их отцепки в воздухе. Затем на самолете ТБ-3 сверху размещалось уже три самолета И-5. В качестве легкого штурмовика небольшое число И-5 принимало участие в Великой Отечественной войне.
Истребитель И-5 на крыле ДБ-3
Тактико-технические характеристики И-5 1932 г.
Экипаж, чел.
1
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-22
Мощность, л.с.
480
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,65 / 21,25
Длина самолета / высота самолета, м
6,81/ н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1355 / 943
Полной нагрузки, кг
412
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
266 / 279
Практический потолок, м
7300
Максимальная дальность, км
660
Вооружение
2×7,62-мм пулемета ПВ-1
Фото И-5