Гидросамолет М-9
Гидросамолет М-9
В 1915 г. морское ведомство заказало Д.П. Григоровичу летающую лодку более крупных размеров с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. В декабре 1916 г. была создана летающая лодка М-9, приспособленная для спуска и подъема на корабль. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря по 9 января следующего года и оказались более чем успешными.
Гидросамолет М-9 получился очень удачным по своим мореходным и летным качествам. Он стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба России конструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
С конструктивной стороны М-9 мало отличалась от М-5. Самолеты более раннего выпуска имели вогнутое на редане днище (подобно М-5). Самолеты второго типа имели слабокилеватое днище лодки и неширокие доски вдоль скул на редане. В отличие от М-5 в конструкции М-9 были обычные шпангоуты, а не раскосы, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль, выполненный в иной конфигурации. Масса нового пустого самолета была 1060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало, и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. На большинстве гидросамолетов М-9, а их построили около 500 экземпляров, устанавливались двигатели «Сальмсон» мощностью 150 л.с., на одном, в качестве эксперимента, был поставлен «Рено» в 220 л.с.
Проведенные испытания показали следующие данные: максимальная скорость полета составляла 110 км/ч, посадочная 85 км/ч, практический потолок — 3000 м. Относительно невысокие летные данные самолета, особенно по скорости, объясняются значительным лобовым сопротивлением девятицилиндрового звездообразного двигателя с двумя довольно громоздкими радиаторами и другими выступающими в поток агрегатами. На опытной машине для уменьшения лобового сопротивления на двигателе устанавливался кок-обтекатель, но при серийном производстве этот обтекатель не ставился.
Со временем самолет М-9 по возможности модернизировали: меняли радиаторы, проводку управления, а для создания избыточного давления в топливном баке установили ветрянку. Этот гидросамолет на флоте в полном смысле стал рабочей лошадкой, простой в управлении, надежный в эксплуатации. Во время Первой мировой войны, с 1915 г. М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях «Орлица», «Александр I», «Николай I». Гидросамолеты располагались в ангарах по 4—5 машин и спускались на воду и поднимались с нее с помощью лебедки. Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам. Вооружение состояло из пулемета «Виккерс», установленного в передней кабине. Иногда самолет вооружался пушками, что было впервые в мире на гидросамолете.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Компоновочная схема гидросамолета М-9
17 сентября 1916 г. на гидросамолете М-9 так же впервые в мире с пассажиром на борту лейтенант Я. Нагурский выполнил петлю Нестерова, и этот рекорд был зафиксирован как мировой. Самолет М-9 вполне удовлетворял флот, но у немцев в начале 1917 г. появился поплавковый гидросамолет «Альбатрос», который значительно превосходил русские летающие лодки по скорости и вооружению. Из-за этого нашим летчикам приходилось устанавливать на нижнем крыле второй пулемет для защиты с задней полусферы. К числу особых свойств М-9 с вогнутым реданом следует отнести его способность взлетать со снега и садиться на снег. Зимой 1920 г. три М-9 сели на снежный покров Центрального аэродрома в Москве, немало удивив всех присутствующих.
Тактико-технические характеристики М-9 1916 года
Экипаж, чел.
3
Двигатель
ПД х 1, «Сальмсон»
Мощность, л.с.
150
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
16,0 / 54,8
Длина самолета / высота самолета, м
9,0 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1540 / 1060
Полной нагрузки, кг
480
Максимальная скорость у земли, км/ч
110
Практический потолок, м
3000
Продолжительность полета
3,5 ч
Вооружение
«Виккерс», 1 х7,62
бомбы до 160 кг под нижним крылом
Фото гидросамолета М-9