Экраноплан «Лунь» проекта 903 «Каспийский монстр»
Экраноплан "Лунь" проекта 903 "Каспийский монстр"
Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» (заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.
Экраноплан Лунь — видео
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других. Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию. «Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают „Лунь“ крайне уязвимым.»
С другой стороны, «поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.»
Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Экраноплан «Спасатель»
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна. Необходимо также учесть, что экраноплан неспособен передвигаться над акваторией моря при сильном волнении и, тем более, при шторме, что ставит под сомнение саму концепцию экраноплана как спасательного средства, поскольку спасательные операции почти никогда не проводятся при хорошей погоде. Для спасательного судна способность действовать при любой погоде является обязательным условием.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны:
« В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной.
Современные истребители, такие как Су-33, ПАК-ФА, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000-4500 км на высоте. Таким образом, максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полете над поверхностью даже больше, чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. О возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, информации нет. Вероятно, она не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
Интересные факты
— Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone.
— Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей.
— Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных средств, когда-либо произведенных.
— Экраноплан «Лунь» присутствует в аниме Aldnoah.Zero (второй сезон, первая серия).
— Экраноплан «Лунь» присутствует в первой главе визуальной новеллы «2032» — с его борта производится запуск малого ядерного боеприпаса, уничтожающего искусственный остров в Каспийском море, на котором расположено убежище суперкомпьютера «Ганимед».
Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь
— Спущен на воду: 16 июля 1986 года
— Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится
— Статус: Списан и законсервирован
— Экипаж: 10 чел.
Размеры экраноплана Лунь
— Размах крыла: 44,00 м
— Длина: 73,80 м
— Высота: 19,20 м
— Площадь крыла: 550,00 м2
Вес экраноплана Лунь
— Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг
Двигатель экраноплана Лунь
— Тип двигателей: НК-87
— Тяга: 8 х 13000 кгс
Скорость экраноплана Лунь
— Максимальная скорость: 500 км/ч
— Практическая дальность: 2000 км
— Высота полёта на экране: 1-5 м
— Мореходность: 5-6 баллов
Вооружение экраноплана Лунь
— 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
Фото экраноплана Лунь