Истребители

«Анаде» («Анатра-Д») — самолет-разведчик


«Анаде» («Анатра-Д») — самолет-разведчик

Самым большим самолетостроительным предприятием на юге России был завод в Одессе, построенный накануне войны на средства известного банкира итальянца Артура Антоновича Анатра. Он возник на базе мастерских Одесского аэроклуба. Завод находился в западной части города у ипподрома, который первое время служил в качестве аэродрома.

18 октября 1912 г. А.А. Анатра направил письмо в Главное инженерное управление с предложением постройки мастерских по производству самолетов, которое было принято. В июне 1913 г. мастерские А.А. Анатра получили первые заказы на производство самолетов «Фарман-IV». На протяжении 1913— 1917 гг. значительную часть продукции составляли лицензионные самолеты» но начиная с 1915 г. начали выходить опытные самолеты отечественной конструкции. Производительность завода составляла два самолета в день.

Первым опытным стал самолет «Анаде» («Анатра-Д», «Декан»), построенный в конце 1915 г. Он представлял собой двухместный разведчик, двухстоечный биплан с двигателем «Гном-Моносупап» в 100 л.с. На небольшом числе самолетов ставился двигатель «Клерже» в 110 л.с., и тогда самолет назывался «Анакле» или «Анаклер». Конструкция самолета была простой и рациональной. Фюзеляж четырехгранного сечения, слегка округленный поверху, в передней части был обшит фанерой, в задней — полотном. Элероны располагались только на верхних крыльях. Подкосный стабилизатор имел почти треугольную форму. Бензобак был разделен на три отсека с клапанами Яблонского, предупреждавшими утечку при простреле одного из отсеков. Вооружение состояло из пулемета у наблюдателя на шкворневой установке.

Первые экземпляры «Анаде»

Самолет «Анаде» был впервые испытан в воздухе 19 декабря 1915 г. В испытаниях обнаружилась неустойчивость в продольном и поперечном направлениях. После этого была изменена стреловидность крыльев и угол их установки, сиденья летчика и наблюдателя были сдвинуты вперед. Вся коробка крыльев была сдвинута на 200 мм назад, под правым нижним крылом был подвешен груз в 7 кг. Размах крыла и площадь оперения были увеличены. После многих испытательных полетов, в ходе которых проводились указанные мероприятия, был утвержден эталонный экземпляр. Первый серийный самолет был сдан 16 мая 1916 г. Всего за 1916—1917 гг. было выпущено 170 экземпляров, имевших различия в отдельных сериях.

Читать так же:
Советский экраноплан "Лунь" проекта 903 "Каспийский монстр"

Самолет «Анаклер»

Самолет «Анаде» широко применялся в боевых условиях, участвовал в Гражданской войне. Для конца 1915 г. он был передовым, лучше ряда иностранных самолетов. Но к 1919 г. он уже устарел и использовался преимущественно как учебно-тренировочный. В мае 1917 г. был выпущен в одном экземпляре учебный «Анаде» с двойным управлением и парой противокапотажных колес впереди. Этот самолет был очень устойчив в полете. Военный летчик штабс-капитан Д.А. Макаров на нем выполнил 31 мая 1917 г. две очень чистые петли Нестерова. В феврале был построен самолет «Анатра ДСС» с двигателем «Сальмсон» в 160 л.с. Аппарат отличался от типового размерами и массой. Было выпущено несколько экземпляров.

Тактико-технические характеристики «Анаде» («Анатра-Д»)

 Экипаж, чел.
 2

 Двигатель
 ПД х 1, « Гном- Моносупап»

 Мощность, л.с.
 100

 Размах крыла, м / площадь крыла, м2
 11,5/35,0

 Длина самолета / высота самолета, м
 7,7 / н/д

 Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
 865/515

 Полной нагрузки, кг
 350

 Максимальная скорость у земли, км/ч
 132

 Практический потолок, м
 4000

 Вооружение
 Один 7,7-мм пулемет Vickers у
 наблюдателя на шкворневой установке.
 Бомбовая нагрузка 25-30 кг.

 

Фото «Анаде» с пулеметом «Максим»

 

Компоновочная схема самолета «Анаде»

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»