«Дельфин» — самолет Дыбовского
«Дельфин» — самолет Дыбовского
Автором этого оригинального самолета был лейтенант флота Виктор Владимирович Дыбовский. После окончания Севастопольской школы авиации (пилотский диплом № 13) был оставлен там инструктором. Он известен своими выдающимися перелетами. В 1912 г. он совершил перелет Севастополь — Харьков — Москва — Петербург. Расстояние 2235 км с 25 промежуточными посадками летчик преодолел за 25 летных чагсз.
В 1911 г. Дыбовский, не прекращая летной, занялся конструкторской деятельностью. Он сделал приспособление для запуска двигателя без посторонней помощи. Была разработана схема синхронизатора для стрельбы из пулемета через винт, которая не была принята военным ведомством. К конкурсу военных аэропланов 1913 г. построил вместе с братом на рижском заводе «Мотор» самолет «Дельфин» («Летучая рыба», «Дыбовский»), опередивший в некотором отношении свое время по крайней мере на 10— 15 лет. Оригинальные формы «Дельфина» были единственными в мире в течение длительного времени.
Его хорошо обтекаемая форма сбоку напоминала рыбу. Фюзеляж, выклеенный из шпона, имел круглое сечение, внизу переходил в пилон крепления шасси и в костыль. Конструкция самолета представляла собой монокок двоякой кривизны, т. е. его поверхность могла быть сделана лишь путем выклейки. В обводах фюзеляжа не было ни одной прямой линии. Ось шасси с ее креплениями была взята от самолета «Ньюпор-IV», но колеса были значительно большего диаметра, а спицы их были закрыты тонкой фанерой. Крыло имело обратную стреловидность с перекашиванием. Дыбовский одним из первых установил на своем самолете двигатель «Калеп», который располагался в передней части фюзеляжа и для лучшей обтекаемости был закрыт капотом. Для охлаждения цилиндров в капоте были сделаны отверстия, в которые входил воздух. Выходное отверстие для воздуха было проделано в нижней части фюзеляжа. Лопасти винта были оттянуты вперед. Втулка винта также была закрыта коком.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Аэродинамика самолета была лучшей, чем у многих других аппаратов, но конструкция получилась тяжелой. Этот выигрышный по формам и интересный самолет не смог, однако, пройти всю программу 3-го конкурса военных аэропланов. Мешала плохая работа двигателя «Калеп», закрытого капотом, в котором двигатель перегревался. Даже большое летное искусство Дыбовского не позволило получить от самолета высоких показателей.
В начале 1913 г. В.В. Дыбовский переделал самолет «Ньюпор-IV» с двигателем «Гном» в 70 л.с. В бортах фюзеляжа под крылом были сделаны остекления большой площади для обзора, упразднены вырезы в задней кромке крыла у фюзеляжа, улучшен капот. Летные и эксплуатационные качества самолета улучшились.
Осенью 1915 г. старший лейтенант Дыбовский был отозван с фронта и командирован в Русский закупочный комитет, находящийся в Лондоне, где работал приемщиком авиационного имущества. Женился на англичанке. На родину не возвратился. В январе 1916 г. он передал свою схему синхронизатора адмиралтейству. Воздухоплавательный департамент поручил Ф.В. Скарффу разработку механизма. Через полгода синхронизатор Скарффа-Дыбовского уже устанавливался на самолет «Сопвич».
Тактико-технические характеристики самолета «Дельфин»
Экипаж, чел……………………1
Двигатель……………………ПД х 1, «Калеп»
Мощность, л.с……………………80
Размах крыла, м / площадь крыла, м2……………………12,0 / 28,0
Длина самолета / высота самолета, м……………………8,5 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг……………………800 / 560
Полной нагрузки, кг……………………240
Фото самолета «Дельфин»