Бе-12 «Чайка» — самолет-амфибия
Бе-12 "Чайка" — самолет-амфибия
Правительство от 28 марта 1956 г., предписало ОКБ Г.М. Бериева создать противолодочный и поисково-спасательный самолет. Коллектив ОКБ еще задолго до этого постановления начал первые проработки подобного самолета, который должен был обладать не только хорошими аэродинамическими качествами, но и мореходностью, т.е. способностью на большой скорости преодолевать волны значительной высоты, не зарываться в воду. При этом брызги не должны заливать фонарь летчика, попадать на воздушные винты и в двигатель.
Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» — видео
После продувок моделей в аэродинамической трубе и буксировочных испытаний в гидроканале ЦАГИ проект был утвержден под шифром Бе-12. Работой на начальном этапе руководил А.К. Константинов. В марте 1958 г. комиссия приняла проект самолета-амфибии Бе-12.
Первоначально на самолет предполагалось установить двигатели НК-4Ф разработки ОКБ Н.Д. Кузнецова, г. Куйбышев, но затем появился конкурент — АИ-20 конструкции А.И. Ивченко, г. Запорожье. По мощности двигатели мало чем отличались, для их запуска требовалось большое количество электроэнергии, и было ясно, что бортовых аккумуляторных батарей для запуска двигателя не хватит.
Требовалась вспомогательная силовая установка (ВСУ), ее быстрее создали запорожцы — ВСУ АИ-8. Таким образом на самолете были установлены ТВД АИ-20Д. Самолет двухреданной схемы, имел девять водонепроницаемых отсеков, перегородки которых имели герметизированные в закрытом положении двери. В днище лодки находились три больших грузовых люка, которые можно было загружать и на плаву, для чего в палубе имелся люк. Главным отличием нового самолета от Бе-6 и Бе-10 было собственное шасси, оно позволяло не только взлетать и садиться на сушу, но и своим ходом сходить с берега в море или выкатываться на берег.
Экипаж из трех человек размещался в негерметичных кабинах, кабина пилотов и штурмана располагалась в переднем отсеке лодки, а стрелка-радиста в хвостовой части. На первой опытной машине стрелковое вооружение состояло из подвижной пушечной установки. На самолете имелось все необходимое морское оборудование: якорь, лебедка, багры, водооткачивающие насосы и др. Работа продолжалась несколько лет, к середине 1959 г. все чертежи на самый большой в то время в мире турбовинтовой самолет-амфибию были готовы. Через год первая опытная машина была построена. Первый полет самолет совершил 18 октября 1960 г. с грунтового аэродрома в Таганроге, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем Г.И. Бурьяновым.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Испытания выявили серьезные дефекты, которые потребовали доработки машины. На концах крыла были установлены противофлаттерные грузы, затем изменили конструкцию переднего редана — для снижения продольных колебаний. 9 июля 1961 г. самолет был показан на авиационном празднике в Тушино. В том же году, 24 ноября, первый опытный самолет потерпел катастрофу и затонул в Азовском море. Испытания продолжились на втором, доработанном экземпляре и закончились в апреле 1965 г. Серийный выпуск производился на Таганрогском заводе № 86. Первый серийный самолет был изготовлен 12 декабря 1963 г., а последний в июне 1973 г.
Всего было выпущено 140 самолетов, не считая двух опытных. На самолете было установлено 42 мировых рекорда (скорости, высоты, дальности, скороподъемности и массе груза, поднятого на высоту). На базе самолета Бе-12 был создан поисково-спасательный самолет-амфибия Бе-12ПС (Бе-14). Он предназначался для поиска экипажей самолетов и кораблей, потерпевших аварию в открытом море, как днем, так и ночью, в любых метеоусловиях. Самолет мог принять до 33 человек, а в состав экипажа дополнительно были включены бортврач и борттехник. Самолет был построен в 1965 г. и прошел испытания, но в серию не пошел.
Тактико-технические характеристики Бе-12
Экипаж, чел
4
Двигатель
ТВДх2, АИ-20Д
Тяга, э.л.с
5180
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
30,2 / 99,0
Длина самолета / высота самолета, м
30,1 / 7,4
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
36000 / 24000
Полезной нагрузки, кг
3000
Максимальная скорость на высоте / патрулирования, км/ч
550 / 320
Практический потолок, м
12100
Максимальная дальность, км
4000
Фото Бе-12 «Чайка»
Кабина Бе-12 «Чайка»