САУ СУ-76М — самоходно-артиллерийская установка Великой Отечественной войны
САУ СУ-76М — самоходно-артиллерийская установка Великой Отечественной войны
Осенью 1942 г. на базе танка Т-70 была разработана легкая самоходная артиллерийская установка под заводской маркой СУ-12. 9 декабря того же года состоялось правительственное испытание машины. Самоходная установка получила армейское наименование СУ-76 и была принята на вооружение Красной Армии. В январе 1943 г. началось серийное производство самоходных установок. Машина была предназначена для поддержки
САУ СУ-76М — видео
В передней части установки находилось место водителя. С правой стороны располагалась силовая установка, агрегаты трансмиссии. В кормовой части машины находилась боевая рубка с 76-мм пушкой ЗИС-З. Боевая рубка была защищена крышей толщиной 7 мм. Лобовая часть корпуса и рубка закрывались броней, толщина которой составляла 25—35 мм. Всего было произведено 360 установок.
Практически сразу стало очевидно, что САУ СУ-76 имеет серьезные дефекты. К ним были отнесены следующие: два карбюраторных двигателя через две коробки передач работали параллельно на один общий вал. Именно поэтому во время переключения передач нередко срезались шестереночные зубья. К тому же при стрельбе в боевом отделении была большая загазованность. Это серьезно мешало экипажу. Государственный комитет обороны постановил в самые кратчайшие сроки устранить все недостатки. В 1943 г. после модернизации машины, началось серийное производство усовершенствованных САУ СУ-76М.
Теперь в машине два двигателя были размещены последовательно друг за другом. Коленчатые валы соединялись между собой. Броневую крышу убрали. Это было сделано потому, что крыша мешала наводке орудия. Помимо того, упростилась трансмиссия, благодаря чему управление стало более простым. Масса самоходной установки снизилась с 11,2 т до 10,5 т. С точки зрения артиллеристов, новая самоходная установка СУ-76М получилась удачной. Кроме того, условия для экипажа стали более комфортными. Самоходки имели большую скорость. Благодаря своей легкости установка прекрасно маневрировала на поле боя. САУ СУ-76 весьма эффективно уничтожали пулеметные точки, легкие танки врага и минометные батареи.
САУ СУ-76М проявили себя и при отражении атак пехоты, в наступлении, разрушении ДОТов и ДЗОТов, при уничтожении танков. Подкалиберный заряд универсальной дивизионной пушки ЗИС-З на расстоянии 500 м мог пробить броню вражеского танка, толщина которого составляла 91 мм. У средних немецких танков типа «Пантеры» и «Тигра» как раз была такая толщина брони.
Боекомплект установки СУ-76М состоял из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. В него также входил переносный пулемет ДТ для самообороны. Хорошая броня самоходки защищала экипаж от огня, малокалиберной артиллерии и осколков. Все СУ-76М были снабжены радиостанциями. На шоссе установка развивала скорость 41—45 км/ч, на грунтовой дороге — до 25 км/ч. Запас хода самоходки был 320 и 190 км соответственно. Установка могла преодолеть окоп шириной до 2 м и имела подъем до 30*. Также СУ-76М могла пройти брод глубиной до 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно было отнести небольшие размеры, невысокое удельное давление на грунт. Оно составляло 0,545 кгс/см2. САУ 76М могла передвигаться по лесисто-болотистой местности. Эго давало возможность установке сопровождать пехоту в тех местах, где не могли передвигаться средние танки.
У установки была весьма эффективная система охлаждения, а также присутствовал надежный предпусковой подогреватель двигателя. Благодаря этому СУ-76М могла принимать участие в боях в разное время года. Установка работала на автомобильных 6-цилиндровых двигателях, которые были освоены немного раньше до начала войны. Двигатели были весьма надежными. Они могли долгое время работать в танковом режиме.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Летом 1943 г. Горьковский автомобильный завод был основным предприятием, изготавливающим СУ-76М. Именно этот автозавод имел большие возможности в плане производства, а также квалифицированные инженерные кадры. Заместитель главного конструктора по танкостроению Н. А. Астров руководил работой по технологии массового производства самоходных артиллерийских установок.
В конце 1943 г. производить СУ-76М стали еще и на подмосковном заводе, где было открыто конструкторское бюро. На специализированных предприятиях производились бронекорпуса, которые затем поставляли на завод. За 1943 г. было выпущено 928 установок, в 1944 г. удалось изготовить в 3,7 раза больше машин.
На Горьковском заводе постоянно шла модернизация самоходных установок. Усовершенствование касалось брони и вооружения. Летом 1943 г. были созданы СУ-74А и СУ-74Д с танковой пушкой Ф-34 и с одиночными двигателями — ЗИС-16Ф и импортным дизельным агрегатом. В конце 1943 г. произошел выпуск самоходной артиллерийской установки, предназначенной для уничтожения вражеских танков СУ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС.
В конце Великой Отечественной войны легкие самоходные артиллерийские установки вели сражения и с тяжелыми танками противника. Тысячи установок СУ-76М вступили на территорию Германии, участвовали в уличных боях, где особенно пригодилась маневренность и подвижность САУ.
Всего было произведено около 14 300 самоходных установок СУ-76. Их выпуск продолжался до конца войны. Солдаты называли САУ СУ-76 «Коломбиной». Почти через 25 лет после победы советских войск маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: «…Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников…»
Тактико-технические характеристики САУ СУ-76М
Боевая масса
10,5 т
Основное вооружение
76,2-мм пушка ЗИС-З
Боекомплект пушки
60 выстрелов
Вспомогательное вооружение
7,62-мм пулемет ДТ
Экипаж
4 чел
Длина
5,1 м
Ширина
2,7 м
Высота
2,3 м
Скорость по шоссе
45 км/ч
Запас хода по шоссе
270 км
САУ СУ-76М фото сделано на улицах разрушенного Берлина