Пассажирские

Ту-134 — пассажирский авиалайнер

Ту-134 — пассажирский авиалайнер

После создания пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 ОКБ А.Н. Туполева приступило к проектированию нового самолета с новой компоновочной схемой: двигатели в хвостовой части фюзеляжа. Такая схема силовой установки была успешно применена на французском пассажирском самолете «Каравелла». Толчком для создания самолета такой схемы стала реакция Н.С. Хрущева, совершившего полет на «Каравелле» весной 1960 г. По возвращении в Москву состоялась встреча с А.Н. Туполевым, где был поставлен вопрос о создании пассажирского самолета с аналогичной компоновкой по типу «Каравеллы».

Самолет Ту-134 — видео

Практически сразу же в отделе С.М. Егера началось предварительное проектирование новой машины, получившее обозначение по КБ — Ту-124А. Официальное начало работ по пассажирскому самолету Ту-124А инициировано постановлением правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 г. Основные данные самолета должны быть такими: максимальная скорость — 1000 км/ч; практическая дальность полета — 1500 км; число пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено строить новый самолет на базе Ту-124, проходившего в ту пору испытания. Эскизный проект Ту-124А был выполнен к началу апреля 1961 г., число пассажиров было увеличено до 46—56 человек, в зависимости от варианта. В ходе работы макетной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, число пассажиров было доведено до 65—70 человек, а практическая дальность — до 1500—3000 км.

Окончательный вид опытного Ту-124А — будущего Ту-134 сложился после достаточно длительного поиска оптимального варианта. Первый опытный самолет создавался на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Самые крупные изменения были по крылу, оно было практически новое с геометрической круткой по всему размаху, с сохранением силовой части крыла-кессона. Фюзеляж был удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 устанавливались на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор перемещен на вершину киля и имеет изменяющий угол установки. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Рабочие чертежи были сделаны в начале 1962 г. и переданы в опытное производство при ОКБ, где и было начато изготовление самолета. Работами на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из КБ В.М. Мясищева.

Читать так же:
Ту-334 - пассажирский самолет

Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 г. Первый полет выполнил экипаж во главе с летчиком-испытателем А.Д. Калиной 29 июля 1963 г. 9 сентября 1964 г. совершил первый полет «дублер» Ту-134. Пассажировместимость «дублера» была увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 т. С целью ускорения работ над самолетом Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г. на государственные испытания в НИИ ВВС. 14 января 1966 г. «дублер» потерпел катастрофу, погибло восемь человек. Первый полет с пассажирами на борту самолет Ту-134 совершил 9 сентября 1967 г. на линии Москва — Адлер. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на Харьковском авиазаводе, всего там было построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.

Тактико-технические характеристики Ту-134Б

Экипаж, число пассажиров, чел.
3, 80—96

Двигатель, тип х кол, название
ТРДДх2, Д-30-3

Тяга, кгс
6930

Размах крыла, м / плошаль крыла, м2
29,1 / 127,3

Длина самолета / высота самолета, м
37,1 / 9,02

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
47600 / 29 750

Полезной нагрузки, кг
9000

Крейсерская скорость, км/ч
880

Практический потолок, м
10100

Максимальная дальность, км
2020

Основные модификации Ту-134:

Ту-134А — самая массовая модификация, рассчитанная на 76 пассажиров, с увеличенной на 2,1 м длиной фюзеляжа. Двигатели Д-30 2-й серии;

Ту-134Б — вариант на 80 пассажиров с РЛС «Гроза-134». Стал первым в СССР пассажирским самолетом без штурмана;

Ту-134УБ-Л — учебная машина для подготовки летчиков дальней и морской авиации;

Ту-134СХ — специализированный сельскохозяйственный самолет.

Фото Ту-134

Кабина Ту-134

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»