Т-84У «Оплот» — украинский танк
Т-84У «Оплот» — украинский танк
Т-84У «Оплот» («Оплот-М» до принятия на вооружение) — украинский основной боевой танк. Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова и выпускается заводом ЗТМ им. Малышева.
Танк Т-84У Оплот — видео
Танк разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова, на базе советского танка Т-80УД.
Главный конструктор машины — д. техн. н., проф., ген.-лейт. М. Д. Борисюк, генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ.
Конструкция
Танк имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Как и на Т-84 на БМ «Оплот» применён автомат заряжания, что позволило иметь экипаж из трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель размещается по центру. Командир танка размещается справа, а наводчик — слева, у каждого из них имеется люк для посадки/высадки.
От предыдущих танков ХКБМ (Т-80УД, Т-84) БМ «Оплот» отличается улучшением следующих характеристик:
Управление огнём
— новая система управления огнём;
— система учёта изгиба канала ствола;
— комбинированный панорамный прицел командира с независимыми дневным и ночным (тепловизионным) каналами, и лазерным дальномером;
Защита
— сварная башня новой формы из катаной бронестали;
— большие бортовые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту бортов корпуса и ходовой части от ручных противотанковых гранатометов;
— встроенная ДЗ «Дуплет» (внешне напоминающую «Нож-2»), обеспечивающая лучшую защиту от бронебойных снарядов и тандемных кумулятивных боеприпасов;
— комплекс «Варта»;
Подвижность
— новая комплексная система управления танком, обеспечивающая автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения;
— двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л. с. с уменьшенной дымностью и токсичностью выхлопа;
— дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт;
— новый бортовой компьютер механика-водителя, новые средства радиосвязи.
Огневая мощь
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, являющаяся копией с небольшими модификациями пушки 2А46М-1 конструкции 1970 года, которая имеет длину ствола 48 калибров и снабжена автоматом заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.
Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка. Привод вращения башни — электрический, привод пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). На случай нештатной ситуации предусмотрены резервные механические приводы наведения пушки и башни.
Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.
Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов/мин. (7—12,5 сек. на заряжание одного выстрела), что достигается за счёт автомата заряжания и тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл. Удаление стрелянного поддона осуществляется с помощью его автоматического улавливания и укладки в пустой лоток без разгерметизации боевого отделения. Время загрузки конвейера автомата заряжания выстрелами составляет 15—20 мин. Также предусмотрены дублирующие приводы конвейера автомата заряжания и ручной механизм заряжания.
Управляемое вооружение
Отличительной особенностью танка является наличие КУВ (комплекса управляемого вооружения), который позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами (ПТУР) «Комбат» с лазерным наведением на дистанциях до 5 км и обеспечивает бронепробиваемость за динамической защитой не менее 750 мм. ПТУР размещаются в автомате заряжания так же, как и обычные снаряды.
ПТУР «Комбат» почти на протяжении всего полёта ведется над линией визирования, а её перевод непосредственно на цель осуществляется автоматически всего за 0,3 секунды до момента поражения. Такое решение выгодно отличается от подсветки лазером цели на протяжении всего полёта ракеты тем, что противник не может поставить помеху ПТУР опираясь только на датчики лазерного облучения.
Стрельба ПТУР «Комбат» возможна на скоростях движения танка до 30 км/ч, по целям, двигающимся со скоростью до 70 км/ч.
Вспомогательное вооружение
Танк оснащается вспомогательным вооружением:
— зенитный пулемёт КТ-12,7 мм (боекомплект 3 × 150 патронов) с системой дистанционного управления; угол наведения по вертикали составляет от −3° до +60°, по курсу — в диапазоне ±75°; пулемёт стабилизирован по вертикали в диапазоне от −3° до +20°;
— спаренным с пушкой пулемётом КТ-7,62 мм (боекомплект 1250 патронов).
Система управления огнём и прицельные приборы
Система управления огнём (СУО) БМ «Оплот» обеспечивает круглосуточное и всепогодное прицеливание и стрельбу из пушки, спаренного и зенитного пулемётов, в том числе командиром танка. СУО танка включает:
прицельный комплекс:
— дневной прицел наводчика «Промінь» 1Г46М оснащён независимой стабилизацией в двух плоскостях, лазерным дальномером (до 9990 м с точностью ±10 м) и каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат». Имеет кратность 2,7—12х.
— тепловизионный прицельный комплекс наводчика ПТТ-2. Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Дальность обнаружения целей — до 8000 м, распознавания — 4500 м и идентификации — 2500 м.
— панорамный прицельный комплекс командира ПНК-6. Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей с места командира, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Оснащен лазерным дальномером. Дальность обнаружения целей типа танк составляет 5500—8000 м.
— стабилизатор вооружения 2Э42М
— СУИТ (система учёта изгиба ствола) повышает точность стрельбы за счёт автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистическим вычислителем, с учётом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе.
— система дистанционного управления зенитным пулемётом 1ЭЦ29М
Защищённость и живучесть
Баллистическая защита
БМ «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других систем защиты, повышающих выживаемость танка на поле боя. Броня — многослойная, состоящая из броневых листов и керамических материалов. Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повышает её жёсткость и обеспечивает хорошую технологичность и стабильное качество при серийном производстве.
На передней части корпуса, башне и бортах танка установлена встроенная ДЗ (динамическая защита) нового поколения «Дуплет», которая обеспечивает защиту от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Модульная конструкция предусматривает быструю замену элементов защиты во время модернизации или повреждения. На бортах корпуса БМ «Оплот» установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств типа РПГ-7. Элементы ДЗ «Дуплет» не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. При этом детонация динамической защиты происходит от близкого разрыва 125 мм осколочно-фугасного снаряда.
Принцип действия динамической защиты основан на инициализации множества кумулятивных струй с целью разрезания атакующего боеприпаса на части. Защита может уничтожить и тандемный боеприпас, разрезав основной заряд, при удачном угле попадания. Однако такой конструктив делает невозможным защиту от тандемных боеприпасов с большим разнесением заряда по длине, а также имеет тенденцию к подрыву соседних модулей защиты.
ДЗ «Дуплет» не нуждается в обслуживании и безопасна в обращении. Установка данной ДЗ возможна силами экипажа без специальных приспособлений за 2,5—3 ч. Модули динамической защиты ремонту в полевых условиях не подлежат.
По утверждению производителя танка, ВПТДЗ (встроенная противотандемная динамическая защита) «Оплот-М» обеспечивает защиту от:
— противотанковых ручных и станковых гранатомётов, и безоткатных орудий;
— противотанковых ракет типа «ТОУ-2», «Милан», «Штурм-С»;
— кумулятивных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БК18М, 3БК18, 3БК14М, 3БК14);
— бронебойных подкалиберных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БМ22, 3БМ26, 3БМ42) и 120 мм трассирующего оперенного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном Cl3069.
Динамическая защита обеспечивает снижение пробиваемости бронебойного подкалиберного снаряда составляет 25 %, эффективность ПТУР снижается на 60 %, а кумулятивных снарядов на 40 %.
Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.
Танк оборудован автоматической системой пожаротушения в обитаемом отделении и МТО. На «Оплот-М» также установлены ПРХР-М1 (прибор радиационной и химической разведки) и система защиты от оружия массового поражения.
Активная защита
Активная защита БМ «Оплот» предусматривает использование КОЭП (комплекса оптико-электронного противодействия) «Варта» для постановки завес и активную защиту для уничтожения боеприпасов «Заслон».
«Варта» способна обнаружить лазерное прицеливание по танку и поставить дымовую завесу. Очевидным недостатком комплекса является неспособность реагировать на сам полет атакующего боеприпаса из-за отсутствия радара. Современные ПТРК с лазерным наведением как «Корнет» или «Скиф», да и сам ПТУР «Комбат», которым укомплектован танк, большую часть полета ракеты направляют луч лазера выше цели и опускают лазер на цель за 0,3 секунды до её поражение когда фактически наведение закончено и постановка завесы эффективна ограниченно. Варта не предназначена для постановки непрозрачных в инфракрасном диапазоне аэрозольных завес, так как комплекс не имеет средств обнаружения ракет ПТУР с инфракрасной ГСН. Тем не менее, комплекс полезен для реакции на лазерные дальномеры артиллерийских систем и против ряда ПТУР.
Для танка разработана активная защита «Заслон» с достаточно передовыми характеристиками. Защита состоит из модулей, каждый из которых оборудован собственным мини-радаром с дистанцией действия 2-3 метра и не отстреливаемой гранатой для уничтожения атакующего боеприпаса. Вместо отстрела гранаты, как в других КАЗ, производится выдвижение электромотором цилиндра с гранатой и мини-радаром. Подрыв атакующего боеприпаса осуществляется в 0,5—1 метрах от танка. Указанная конструкция позволяет достаточно легко реализовать защиту верхней полусферы и организовать полную или частичную защиту танка. Также отсутствие необходимости рассчитывать траекторию защитного боеприпаса позволяет достигать высокого быстродействия, достаточного даже для поражения не только ракет, но и бронебойных подкалиберных снарядов. Правда, разработчики смогли продемонстрировать только способность перехвата «Заколка» 3БМ22 конструкции 1976 года, у которой скорость примерно в 2 раза ниже на завершающем отрезке траектории, чем у современных БОПС. Тем менее, способность реагировать на подкалиберные бронебойные снаряды является достаточно уникальной для комплексов активной защиты.
Существенным аспектом является довольно высокая стоимость «Заслона», так как комплекс требует вместо одного радара иметь минимум 16 минирадаров, поэтому на текущий момент серийное производство только планируется[24]. Эксперты также выдвигают версию, что «Заслон» не вышел в серийное производство из-за того, что врезка комлекса в броню может нарушить жесткость бронирования, а выпущенные цилиндры КАЗ могут быть утрачены при маневрировании по бездорожью.
Двигатель
На танк устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с. Двигатель — двухтактный, многотопливный (работает на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции), с наддувом, прямоточной продувкой, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями. Благодаря небольшой высоте двигателя (581 мм) моторное отделение выполнено по двухэтажной схеме. Эжекторная система охлаждения радиаторов установлена над двигателем.
По сравнению с 6ТД, предыдущим вариантом двигателя, на 20 % возросла удельная мощность, достигнув 73,6 л. с./литр при тех же габаритах (Д х Ш х В, мм: 1602 х 955 х 581) и массе (1180 кг)[28]. Благодаря компактности двигателя и особенностям его конструкции, силовая установка размещается поперечно в МТО (моторно-трансмиссионном отделении) танка и соосно с бортовыми коробками перемены передач. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО (3,1 м³).
Двигатель модернизирован для увеличения эффективности и надёжности в разных климатических и погодных условиях. Конструкция и особенности двигателя обеспечивают его эксплуатацию при температуре воздуха до +55 °C практически без снижения мощности, в то время как, например, мощность четырёхтактного дизельного двигателя В-92С2 танка Т-90 падает с 1000 до 600 л. с. при температуре воздуха +55 °C.
Как отмечено выше, двигатель 6ТД-2Е многотопливный и способен работать на дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей (керосине), бензине и их смеси. Ёмкость внутренних топливных баков составляет 575 л, наружных баков, расположенных на надгусеничных полках, — 570 л. Для увеличения запаса хода на корме корпуса могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки объёмом 380 л (2 х 190 л).
Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге составляет 325—370 л, по дороге с твёрдым покрытием — не более 300 л. Топливная система танка обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп одновременно.
Воздухозаборник двигателя обеспечивает поступление воздуха из наименее запыленной точки танка и позволяет преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.
Вспомогательная силовая установка
На танке установлена дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт. ВСУ предназначена для обеспечения электроэнергией танка с выключенным двигателем, например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или в засаде. Устанавливается на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке, и подключается к электрической и топливной системам основного двигателя.
Трансмиссия
Коробка передач планетарного типа с автоматическим переключением передач имеет 7 передач вперед и 4 назад. Максимальная скорость — 70 км/ч вперед и 35 км/ч задним ходом.
Новая комплексная система управления движением танка обеспечивает плавный поворот как во время движения, так и на месте, а также улучшает динамические характеристики разгона танка за счёт обеспечения переключения передач в оптимальном режиме. Такая система управления танка позволяет выполнять плавные повороты при помощи штурвала вместо рычагов, что значительно упрощает процесс управления, уменьшает уровень утомляемости водителя, повышает маневренность и позволяет продублировать управление. Данная система имеет высокий КПД и была разработана ХКБМ. Подобная система управления в составе харьковского МТО с двигателем 6ТД-2 экспортируется за рубеж для установки на пакистанские танки «Аль-Халид» и китайские MBT 2000.
Ходовая часть
Ходовая часть БМ «Оплот» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм, пяти поддерживающих катков диаметром 225 мм, ленивца и расположенного в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами (на первом, втором и шестом узлах подвески). Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для высвобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Танк может оснащаться гусеницами двух типов: асфальтоходной шириной 580 мм, обеспечивающей высокую скорость танка по дороге с асфальтобетонным покрытием, и шириной 600 мм с увеличенными грунтозацепами для движении по льду и рыхлому грунту. Внизу носовой части корпуса закреплены резиновые юбки, призванные снижать запыленность при езде.
Средства наблюдения, связи и навигации
Танк оснащается
средствами наблюдения:
— оптическими приборами дневного наблюдения ТНПО-160 и ТНП-165А;
— прибором ночного видения механика-водителя ТВН-5;
средствами связи:
— радиостанцией УКВ-диапазона Р-030У, обеспечивающей дальность связи на среднепересеченной местности до 20—25 км;
— радиостанцией командира КВ-диапазона Р-163-50К, обеспечивающей дальность связи до 250—350 км;
— аппаратурой внутренней связи и коммутации АВСК-1 (Р-174);
— шлемофонами шумопоглощающими ШШ-1;
средствами навигации:
— системой спутниковой навигации ТИУС-НМ, состоящей из радионавигационной аппаратуры спутниковой навигации СН-3700-03 (обеспечивает непрерывное определение координат танка по радиосигналам систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, момент времени и метеоусловиях); среднеквадратичная погрешность определения координат местоположения танка составляет 40 м по сигналам GPS NAVSTAR, 30 м — по ГЛОНАСС и 20 м — при использовании обеих навигационных систем одновременно; система навигации танка способна запоминать до 10 маршрутов с 50 контрольными точками для каждого из них;
информационного пульта командира 1КПИ-М, предназначенного для ввода в компьютер начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также отображения на экране вводимой информации и данных, полученных через радиостанцию или навигационную систему; информация о местоположении танка и других бронемашин своего подразделения на поле боя, пункты назначения и маршрутные точки отображаются на экране в текстовом или графическом виде.
Эргономика
Эргономика танка обеспечивается следующими компонентами:
— автоматическим переключением передач, значительно упрощающим управление, снижающим время на обучение механика-водителя и его утомляемость во время длительной езды на танке;
— цифровым щитом (бортовым компьютером) механика-водителя, предназначенным для индикации уровня топлива и масла, управления работой подогревателя, предпусковой подготовкой и пуском основного двигателя, включением и выключением световых приборов, отображения параметров двигателя и трансмиссии;
— системой кондиционирования воздуха, состоящей из двух кондиционеров, установленных в корпусе и башне, и обеспечивающей комфортные условия работы экипажа путём охлаждения, осушения или обогрева воздуха в обитаемом отделении.
Производство
Производство первого танка началось в конце 2008 года и заняло три месяца. В мае 2009 года танк был принят на вооружение вооружённых сил Украины под названием БМ «Оплот» и заключён контракт на поставку 10 единиц по цене 29,5 млн гривен. Из-за недостатка финансирования производство было приостановлено. 20-24 февраля 2011 «Оплот» впервые был показан за рубежом — на 10-й Международной выставке вооружений IDEX-2011 в Абу-Даби. Экспортная цена одного танка в 2011 году составляла 4,9 млн долл., в 2013 году — 4,89 млн долларов США. Серийное производство началось в 2013 году. В декабре 2011 заместитель гендиректора ГК «Укроборонпром» Владимир Куратченко сообщил, что в производстве танка участвуют 40 предприятий Украины. Серийное производство танков «Оплот» началось в 2013 году, однако первые прицелы ПНК-6 были изготовлены в январе 2014 года.
Представители ВПК Украины сделали множество заявлений об различных планах массового выпуска Оплота, но все они были сорваны. Так 4 февраля 2015 генеральный директор ГК «Укроборонпром» Р. А. Романов объявил, что в 2015 году будет выпущено 40 танков «Оплот» 25 декабря 2015 года Кабинет министров Украины принял постановление о предоставлении заводу им. Малышева государственных гарантий с целью обеспечить выполнение заводом ранее утверждённой программы производства танков «Оплот». В 2015 году производство танков было окончательно сорвано и не произведено ни одного экземпляра ни для нужд ВСУ, ни по контрактным обязательствам.
Поставки в Таиланд
1 сентября 2011 года был подписан контракт на продажу «Оплот-М» зарубежным покупателям — ГК «Укрспецэкспорт» и Таиланд подписали контракт на сумму 241 млн долл. на изготовление и поставку 49 танков.В модификации для армии Таиланда, в сравнении со стандартным вариантом, внесены некоторые изменения во внутреннее оборудование, оборудование связи и шлемофоны, установлен кондиционер для комфортной работы танкистов в условиях тропического климата.
26 июня 2013 был представлен первый изготовленный танк. 5 ноября 2013 года первая партия из 5 танков была передана представителям тайской армии в Харькове. В декабре 2015 года стало известно, что поскольку за 2015 год не произведено ни одного Оплота, то Правительство Украины запросило перенос контракта на 2016 год.
По информации издания «Интерфакс Украина» в мае 2016 Украина обеспечила поставку в Таиланд третьей партии новых танков «Оплот» в составе 10 машин. Таким образом, общая численность танков «Оплот» в армии Таиланда была доведена до 20 единиц.
Очередная пария танков «Оплот» в количестве пяти машин прибыла в Таиланд в середине ноября 2016.
В январе 2017 появились данные о разрыве контракта, однако Укрспецэкспорт заявляет о наличии договороннести о переносе сроков поставок. Приемка еще пяти проходит в середине января («Предполагается, что оставшиеся 19 танков будут поставлены до конца текущего года»).
Оценка машины
М. Д. Борисюк, генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ, генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор:
— «Оплот» является принципиально новой машиной, которая создана на уровне современных мировых аналогов… По основным характеристикам — боевой мощи, мобильности и защите — танк «Оплот» находится на уровне лучших мировых образцов… «Оплот» имеет сегодня самый высокий в мире уровень защиты среди своих аналогов, в частности, от боеприпасов тандемного типа.
В книге «Броня крепка» М. Д. Борисюк обозначает направления совершенствования танка:
— По танку «Оплот» прежде всего необходимо усовершенствовать характеристики вооружения и боеприпасов, включая и упрочнение канала ствола. Вообще, проблема боеприпасов становится все острее и острее, и проблема эта в силу её ёмкости и высокого уровня расходов в компетенции украинского правительства. Без решения на самом высоком уровне её не одолеть. Далее по танку «Оплот» следует повысить и оптимизировать защиту танка с верхней полусферы, особенно от огня вертолетов противника. Наконец, третьим важным направлением должно стать увеличение запаса мощности двигателя приблизительно на 200 лошадиных сил, причем без увеличения габаритных размеров моторно-трансмиссионного отделения.
По мнению Василия Чобитка, автора «Броне-сайта», «Оплот-М» является хорошим кандидатом для замены танков Т-64, Т-72, Т-80 и последующей унификации танкового парка.
Плюсы
— Двигатель танка 6ТД-2Е отработан в производстве, надежен и хорошо приспособлен для эксплуатации в жарком и высокогорном климате, где находятся потенциальные заказчики экспортной версии танка.
— Высокие удельные показатели литровой и габаритной мощности двигателя 6ТД-2Е (удельная мощность моторно-трансмиссионного отделения «Оплот-М» составляет 387 л. с./м³ против 333 и 258 л. с./м³ соответственно у танков «Леопард 2» и «Абрамс»), благодаря чему уменьшается требуемый объём МТО, снижается силуэт и масса танка.
— Меньшие потери мощности при использовании эжекторной системы охлаждения радиаторов двигателя по сравнению с вентиляторной системой. Четырёхтактный дизельный двигатель, например, В-92С2 тратит до 15 % крутящего момента на привод вентилятора охлаждения радиаторов в напряжённых режимах эксплуатации, в то время как эжекторная система охлаждения 6ТД-2Е работает намного эффективней, быстро реагирует на изменение температуры окружающего воздуха, проще конструктивно и не имеет подвижных деталей.
— Современная автоматическая трансмиссия обеспечивает маневренность и удобство управления на уровне лучших западных танков.
— Возможность форсирования водных преград глубиной до 5 метров, в то время, как, например, оборудование для форсирования водных преград танка М1 «Абрамс» позволяет преодолевать водные преграды не более 2 метров в глубину.
— Равномерная защита башни и небольшое количество ослабленных зон.
— Изготовлен из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом, что обеспечивает прирост стойкости к пробитию при прочих равных на 10—15 %.
— Современная модульная противотандемная динамическая защита башни и корпуса «Дуплет» с заявленными характеристиками до 90 % отражения кумулятивных боеприпасов.
— Системы активной защиты «Варта» и «Заслон» с расчетом на защиту верхней полусферы и даже уничтожение подкалиберных снарядов.
— Использование эжекторной системы охлаждения и выхлоп двигателя назад, по сравнению с выхлопом на левый или правый борт, способствует некоторому снижению заметности танка в ИК-диапазоне, что затрудняет наведение средств обнаружения и поражения с инфракрасными головками самонаведения и критично для выживаемости танка на поле боя. При этом следует учесть, что данное средство бесполезно против современных ПТУР типа Javelin или российского Гермес, которые используют метод «сигнатуры» для наведения на танк, и ПТРК достаточно для наведения иметь лишь характерно нагретые области.
— Комплекс управляемого вооружения «Комбат» позволяет поражать цели на расстоянии до 5,0 км. На дальностях свыше 2,5—3,0 км ПТУР имеет преимущества перед БОПС по точности попадания и бронепробиваемости.
— Наличие автомата заряжания увеличивает реальную скорострельность на поле боя и нивелирует человеческий фактор (усталость заряжающего, сложность ручного заряжания при быстрой езде по сильно пересеченной местности).
Минусы
— Двигатель 6ТД-2Е требует установки высокоэффективной воздухоочистительной системы больших размеров, что связано с особенностями двухтактного двигателя танка (значительное количество воздуха идет на продувку цилиндров, что увеличивает суммарный расход воздуха).
Pictogram voting oppose.svg Высокий расход масла (7-19 л/100 км по сухой грунтовой дороге и 4-11 л/100 км по дороге с твёрдым покрытием) и неполное сгорание рабочей смеси создают очень дымный и токсичный выхлоп.
— Для запуска двигателя необходимо использовать системы электрофакельного подогрева и масловпрыска при температуре окружающего воздуха ниже +5 °C (ниже −25 °C при использовании маловязкого масла).
— Отсутствие активной подвески, что приводит к снижению скорости движения танка по пересеченной местности и существенному падению точности стрельбы в условиях движения по бездорожью.
— Отсутствие системы автоматической поставки мультиспектральных завес непрозрачных в инфракрасном и радиодиапазоне, а только дымовые завесы (прозрачны в ИК-диапазоне), что критично против современных ПТУР с ГСН в инфракрасном и радиодиапазоне.
— Недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта в случае пробития брони (боекомплект вынесен из боевого отделения лишь частично, на башне не предусмотрены вышибные панели, отсутствует «мокрая» боеукладка или размещение снарядов в защищенных индивидуальных контейнерах, как, например, на танках «Челленджер 2» и «Меркава»). Отсутствуют бронекапсулы экипажа или бронешторки для минимизации потерь экипажа в случае пробития брони.
— Отсутствие стелс-технологий как специальное покрытие для блокирования излучения инфракрасного излучения через броню, отсутствие стелс-технологий по снижению радиозаметности. Отсутствие технологий «динамического искажения сигнатуры» танка для блокирования ПТУР, работающих на принципе захвата сигнатуры танка для выделения его среди ловушек и помех.
— Отсутствие средств защиты от магнитных мин и высокоточных боеприпасов с магнитометрическими датчиками, атакующих танк в крышу типа TOW-2B путём искажения магнитного поля танка.
— Отсутствие средств РЭБ для поражения электромагнитным импульсом ПТРК с собственными радарами наведения типа JAGM, радиокомандным наведением типа Хризантема и ПТУР с управлением по проводам как Фагот.
— Внешние топливные баки не имеют бронирования и защиты от кумулятивных боеприпасов, поэтому возгорание танка с внешними топливными баками возможно даже от стрелкового оружия.
— Система управления огнём морально устарела и значительно уступает новейшим аналогам, например, СУО японского танка Тип 10. СУО БМ «Оплот», в частности, не обеспечивает автоматическое сопровождение взятой в прицел движущейся цели с учётом поправок на её поражение.
— Отсутствует полноценная автоматизированная ТИУС (танковая информационно-управляющая система), которая бы объединила все электронные системы танка в единую сеть.
— Отсутствует БИУС (боевая информационно-управляющая система), обеспечивающая автоматизированное управление тактическим звеном и позволяющая вести обмен боевой и разведывательной информацией на поле боя между танком, другой боевой техникой различных родов войск и пунктами управления в режиме реального времени.
— Огневое поражение недостаточно для пробития брони танков следующего поколения с эквивалентом бронирования более 1000 мм.
Критика
Очень длительный производственный цикл Оплота также становится объектом критики. Так, за три года Таиланд получил пять танков из 49; на ноябрь 2016 года в Таиланд поставлено лишь 25 машин.
Критика со стороны администрации Президента Украины
По мнению советника Президента Украины Юрия Бирюкова выгоднее ориентировать производство «Оплота» на экспорт, а за вырученные деньги модернизироватьТ-64 советского выпуска до «Булата», так как реальные условия ведения боевых действий Вооруженными силами Украины не позволяют использовать преимущества «Оплота». Юрий Бирюков, разбирая сметы «Укроборонпрома», указывает, что существенно выгоднее за эти же деньги отремонтировать и модернизировать несколько старых советских Т-64. Бирюкова поддерживает бывший директор Завода им. Малышева Николай Белов, который указывает, что советский Т-64 имеет такую же пушку и элементы динамической защиты. При этом технология ремонтно-восстановительных работ позволяет осуществить капитальный ремонт советского Т-64 за несколько месяцев, в то же время технологический цикл выпуска одного «Оплота» — не менее 9 месяцев.
Тактико-технические характеристики Т-84У Оплот
Экипаж, чел.: 3
Компоновочная схема: классическая
Количество выпущенных, шт.: 10
Вес Т-84У Оплот
— 51 тонн
Размеры Т-84У Оплот
— Длина корпуса, мм: 7705
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9664
— Ширина корпуса, мм: 3775
— Высота, мм: 2760
— Клиренс, мм: 515
Броня Т-84У Оплот
— Активная защита: «Варта»
— Динамическая защита: встроенная, «Нож»
Вооружение Т-84У Оплот
— Калибр и марка пушки: 125-мм КБА-3
— Тип пушки: гладкоствольная
— Длина ствола, калибров: 48
— Боекомплект пушки: 40 выстрелов
— Прицелы: 1Г46-М; ПТТ-2; ПНК-6
— Пулемёты: 12,7-мм зенитный пулемёт КТ-12,7; 7,62-мм пулемёт КТ-7,62
— Другое вооружение: ПМ; АКСУ-74; СПШ; гранаты
Двигатель Т-84У Оплот
— Тип двигателя: 6ТД-2
— Мощность двигателя, л. с.: 1200
Скорость Т-84У Оплот
— Скорость по шоссе, км/ч: 65—70
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50
— Запас хода по шоссе, км: 450
— Запас хода по пересечённой местности, км: 350
— Тип подвески: индивидуальная торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,93
— Преодолеваемый подъём, град.: 32
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 2,85
— Преодолеваемый брод, м: 1,8
Фото Т-84У Оплот