Ракеты и ПВО

Р-9А (8К75) — межконтинентальная баллистическая ракета

Р-9А (8К75) — межконтинентальная баллистическая ракета

Межконтинентальная ракета Р-9 стала последней из принятых на вооружение боевых ракет, использующих криогенное топливо. Предложения главных конструкторов о разработке новой МБР Р-9 на топливе кислород-керосин с начальной массой около 100 тонн (т.е. почти в три раза меньше чем у Р-7) были направлены в правительство в апреле 1958 г. Постановление Совета Министров о разработке ракеты Р-9 было принято 13 мая 1959 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С.П. Королева.

Видео шахтного комплекса ракеты Р-9А

Конструктивно Р-9 представляла собой двухступенчатую МБР с поперечным делением ступеней. Топливные баки первой ступени имели обычную цилиндрическую форму и изготовлялись из панелей алюминий-магниевого сплава, обработанных методом химического фрезерования. Вторая ступень имела цилиндрическо-коническую форму со сферическим баком окислителя и несущим коническим баком горючего. На ракете использовалось «горячее» разделение ступеней, поэтому первая и вторая ступень соединены ферменным переходником.
Первая ступень была оборудована 4-камерным ЖРД открытой схемы, разработанным в ОКБ-456. На второй ступени был установлен 4-камерный двигатель разработки ОКБ-154, также выполненный по открытой схеме. Управление полетом на участке работы первой ступени впервые осуществлялось с помощью качающихся камер сгорания маршевого двигателя. Управление полетом второй ступени обеспечивалось управляющими соплами, работающими на отработанном выхлопном газе турбонасосного агрегата.
Кроме этого, для обеспечения аэродинамической устойчивости второй ступени в первые секунды ее самостоятельного полета на ее хвостовом отсеке размещались 4 аэродинамических щитка, открывавшихся в момент разделения ступеней. Необходимость применения стабилизаторов была обусловлена малой длительностью активного участка первой ступени. По этой причине отделение первой ступени происходило на высоте, где влияние аэродинамических сил еще было существенным. Сам хвостовой отсек второй ступени также отделялся через несколько секунд после отделения первой ступени. На ракете Р-9А впервые был реализован наддув топливных баков продуктами сгорания основных компонентов топлива, что устранило необходимость установки специальных баллонов с газом наддува.

Первоначально ракета Р-9А имела комбинированную систему управления с радиотехническим каналом. Инерциальная система обеспечивала полет на всем активном участке, а система радиокоррекции предназначалась для управления полетом в течение последних десятков секунд активного участка. Впоследствии, однако, от использования радиотехнического канала отказались. Система управления ракеты впервые позволяла осуществлять дистанционный контроль параметров ракеты. Для повышения боеготовности в ней также впервые применялись приборы с форсированным разгоном гироскопов.
Ракета могла оснащаться головными частями двух типов, легкой и тяжелой, для стрельбы на разные интервалы дальностей. Обе головные части имели коническую форму с полусферическим затуплением и соединялись с ракетой коническими переходниками, причем переходник для тяжелой ГЧ, имевшей большие габариты, имел обратную конусность и большую длину.
Первоначально ракета разрабатывалась в варианте с открытым наземным стартом, но в 1960 г. была начата разработка стартового комплекса с шахтными пусковыми установками. Всего было разработано три варианта стартовых комплексов — наземные «Десна-Н» и «Долина» и шахтный «Десна-В».
В состав комплекса «Десна-Н» входили две пусковые установки, заглубленный командный пункт, хранилища ракет и компонентов топлива и пристартовый пункт радиоуправления. Комплекс «Долина» был аналогичен по составу, но оснащался автоматизированной системой подготовки старта, позволявшей осуществить запуск в течение 20 минут. За это время производились вывоз ракеты из хранилища, ее установка на наземное стартовое сооружение, заправка, подготовка системы управления и прицеливание. Минимальный интервал между пусками ракет с соседних пусковых установок составлял 9 минут, а между повторными пусками с одной ПУ—2.5 часа.
Шахтный комплекс «Десна-В» состоял из трех шахтных ПУ, расположенных в одну линию неподалеку друг от друга, подземного командного пункта, подземных хранилищ компонентов топлива и сжатых газов и пункта радиоуправления. Шахтные пусковые установки комплекса имели глубину 36 м, внутренний диаметр 7.8 м при внутреннем диаметре стакана газоходов 5.5 м. В комплексе «Десна-В» впервые была решена задача старта кислородных ракет непосредственно из шахты.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Особенностью комплекса Р-9А было применение кислорода, переохлажденного до температуры -186°С. Для хранения запаса кислорода на стартовой позиции был создан специальный комплекс средств, обеспечивающий малые потери кислорода на испарение (2-3% в год) и его ускоренную заправку в баки ракеты при получении команды на пуск. Время заправки ракеты компонентами укладывалось в общее время подготовки ракеты к пуску из готовности № 1, которое определялось временем подготовки приборов системы управления и, прежде всего, временем раскрутки гироскопов. Ракета могла находиться в готовности № 1 до 1 года, а в заправленном состоянии —до 24 часов. Летные испытания ракеты проводились на 5-м НИИП (Байконур). Они начались 9 апреля 1961 г., сначала на приспособленном стартовом комплексе, затем продолжились на экспериментальном боевом комплексе «Десна-Н» (наземный) до 14 февраля 1963 г. и завершились на боевых комплексах «Долина» (наземный) и «Десна-В» (шахтный) 2 февраля 1964 г. Отработка была связана с большими трудностями, в основном связанными с двигателями. Из 32 первых пусков 15 окончились авариями. Всего в рамках АКИ было произведено 54 пуска ракет 8К75.
21 июля 1965 г. ракета с наземными и шахтными комплексами «Долина» и «Десна-В» была принята на вооружение. Комплекс «Десна-Н» был отвергнут, т.к. на нем технологический цикл подготовки к пуску занимал не менее 2 часов.
Первые ракетные полки, оснащенные ракетами Р-9А, были поставлены на боевое дежурство в декабре 1964 г. (4 полка с ракетами наземного базирования и один полк с ракетами шахтного базирования) Развертывание комплекса имело весьма ограниченные масштабы. По западным данным, всего было развернуто 23 пусковых установки ракет Р-9А (в 1963-1964 гг.). Ракеты Р-9А были сняты с вооружения в 1976 г.

Фото стартовой позиции ракеты Р-9А на Байконуре

Тактико-технические характеристики ракеты Р-9А

Начало разработки
13 мая 1959 г.

Организация-разработчик
ОКБ-1

Изготовитель
завод № 88 (г. Калининград),
с 1963 г.-завод «Прогресс» (г. Куйбышев)

Летные испытания
9 апреля 1961 г.-февраль 1964 г. («Десна-Н”),
с 22 февраля 1963 г. («Долина»),
с 27 сентября 1963 г. («Десна-В»)

Постановка на дежурство
14 декабря 1964 г. (наземная ПУ),
26 декабря 1964 г. (шахтная ПУ)

Принята на вооружение
21 июля 1965 г

Количество ступеней
2

Топливо
жидкое с криогенным компонентом

Тип пусковой установки
наземная ПУ «Десна-Н»,
автоматизированная наземная ПУ “Долина»,
шахтная ПУ «Десна-В» с газодинамическим стартом

Количество и мощность боевых блоков
легкая и тяжелая ГЧ; 1 х 5 Мт

Масса головной части/ забрасываемый вес
1650-2095 кг

Максимальная дальность
12500 км

Система управления
автономная инерциальная,
автономная инерциальная с радиокоррекцией

Точность
ПО 20 км по дальности и 10 км по боковому
отклонению (автономная СУ), ПО 8 км по
дальности и 5 км по боковому отклонению
(с радиокоррекцией)

Длина
24.3 м

Максимальный диаметр
2.68 м

Стартовая масса
80.4 т

Масса топлива
71.1 т

Окислитель
жидкий кислород

Горючее
керосин Т-1

Тяга ДУ (ур. моря/вакуум)
1600 /1627 кН (первая ступень)

1600 /1627 кН (первая ступень)
— / 3107 м/с (первая ступень),
— / 3300 м/с (вторая ступень)

Время подготовки к пуску
8-10 мин («Десна-В»), 20 мин («Долина»)

Двигатель первой ступени ракеты Р-9А

Двигатель второй ступени ракеты Р-9А

Сборочный цех ракет Р-9А

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»