Авианосцы

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Проект 1143 «Кречет» («Kiev»-class по классификации НАТО) — проект авианесущих противолодочных крейсеров, который создавался как продолжение серии кораблей проекта 1123 «Кондор».

ТАКР проекта 1143 «Кречет» — видео

Так получилось, что из 7 авианосцев Советского Союза построенных формально по проекту 1143, каждый корабль представлял собой следующую ступень эволюции, причем изменения были так значительны, что начав в 1970 г. с «тяжелого крейсера с функциями авианосца» «Киев», к 1981 г. получили уже полноценный авианосец (нынешний «Адмирал Кузнецов»).

История

К началу 1970-х г.г., Невским ПКБ под руководством Аркадия Васильевича Маринича был разработан проект тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143 «Кречет». Проект был дальнейшим развитием противолодочного корабля проект 1123 «Кондор», и первоначально предполагал лишь создание увеличенного и усиленного корабля, лишенного недостатков прародителя и способного действовать в удаленных районах мирового океана (чем «Кондоры» проекта 1123 похвастаться не могли).

Надо отметить, что в отличие от главного конкурента — США, флот СССР практически не имел кораблей узкой специализации. Чтобы добиться паритета с НАТО, СССР всегда вынужден был строить корабли более универсальные, тяжело вооруженные, и совмещавшие целый ряд функций. Иногда (как в случае с «универсалами» проекта 1134Б) это удавалось проделать блестяще, а иногда…

ТАКР «Киев» — заложен 21.07.1970 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1972 г., в строю с 28.12.1975 г., списан 30.06.1993 г.

 

Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2

Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.
При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

 

Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

 

Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

 

Новороссийск — тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3

Все эти проблемы на первом корабле проекта 1143 были неизбежными «болезням роста». И разумеется, конструкторы не сидели на месте, и постоянно совершенствовали конструкцию кораблей. Ещё до передаче флоту «Киева», был готов технический проект  1143М «Кречет», значительно повышавший эксплуатационные характеристики корабля (по нему, также известному как проект 1143.2 был достроен второй авианесущий крейсер — «Минск»).

А в 1978 г. на основе опыта эксплуатации первенцев проекта 1143, был разработан следующий проект ставший основным для последующих кораблей, и получивший новый шифр: 1143.3 (с 1981 г. 11433). По нему достраивался «Новороссийск».

В отличие от первых двух авианесущих крейсеров: «Киева» и «Минска», третий корабль, «Новороссийск» значительно отличался конструктивно: перепланировке подверглись 40% помещений корпуса и надстроек, была существенно расширена авиагруппа, увеличен на 50% запас авиатоплива на борту, взлетная полоса корабля была оборудована тремя га­зоотводными устройствами под перспективные Як-141 (казалось, ещё немного, и они начнут поступать на вооружение), также на корабле могли базироваться летательные аппараты массой до 15 тонн, а приземление на палубу (без постановки в ангар), обеспечивалось даже для таких громад как транспортный вертолет Ми-6.

Планировалось значительно усилить ПВО корабля за счет а счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал», а 30-мм АУ АК-630М — ЗРАК «Кор­тик».

Однако по ряду причин, самый совершенный из трех «Кречетов» на тот момент, «Новороссийск» получился самым обиженным в плане вооружения: он не только не дождался своих Як-141,  ЗРАК «Кор­тик» и ЗРК «Кинжал», но и… лишился штатной ЗРК «Оса». РЛС «Подкат» же была установлена так нерационально, что обе её антенны имели «закрытый сектор» из-за высокой палубной надстройки, а на первых порах ещё и забивали сигнал друг друга. Исправить эти неприятные мелочи удалось далеко не сразу.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» («Баку»)

 

Адмирал Горшков» (Баку) — тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4

Новое развитие проект 1134 «Кречет» получил под руководством уже другого конструктора — Василия Федоровича Аникиева. Проект 1143.4 (11434) изначально проектировался под многострадальные Як-141, и был наиболее совершенным в серии. Авиагруппа авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» («Баку») включала 36 самолетов (Як-141 и Як-38), основой зенитного вооружения дол­жны были стать ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кор­тик», целеуказание которым обеспечивали две РЛС «Подкат» и новейший РЛК обнаружения ВЦ с ФАР «Марс-Пассат». Вместо РБУ-6000 ко­рабль получил РКПТЗ «Удав-1», а количество ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до 12 единиц.

На этом «Кречете» (единственном) внедрили конструктивную бро­невую защиту ангара и погребов боезапаса, уменьшили габариты надстройки, изменили кормовые обводы корпуса, с целью исключить гидравлические уда­ры на попутном волнении в штормовых услови­ях, а верхнюю кромку левого борта в нос от ме­ста соединения спонсона с основным корпусом выполнили скругленной, с завалом к диамет­ральной плоскости корабля, для уменьшения турбулентности воздушных потоков. Той же цели служило новое конструк­тивное оформление кромок верхней палубы и выравнивающее устройство (подвижное, а не стационарное, как на ранних кораблях).

Для обеспечения груп­пового вылета 12 истребителей Як-41 за время не более чем 8 минут предполагалось оборудовать три взлетные полосы, однако в итоге их заменили одной полосой с поднимающимся газоотбойным щитом из жаростойкого покрытия, предохраняющим стоящие на старте самолеты от воздействия жара двигателей взлетающего самолета.

Энергетическая установка «Адмирала Горшкова» была такой же как у «Киева», «Минска» и «Новороссийска», но для экономии ресурса, в ней была обеспечена возможность использования эшело­нов в различных комбинациях. Благодаря этой особенности, планово-предуп­редительный ремонт силовой установки можно было проводить прямо в море.

Итак, четвертый «Кречет» проекта 11434, уже действительно можно было называть полноценным «тяжелым авианесущим крейсером», способным в полной мере решать те задачи, что ставились ещё перед «Киевом» в начале 1970-х г. И снова подвела техника. Хотя «Адмирал Горшков» был сдан флоту в 1987 году, основные самолеты своей авиагруппы он увидел только в 1991 г. Да и то, вместо запланированных двух десятков Як-141, их было всего два. Причем один из них сгорел прямо во время пробных вылетов с корабля. А в следующем же 1992 году, аккурат через 10 лет после предполагавшегося на 1982-й год запуска в серийное производство, проект истребителя-перехватчика с вертикальным взлетом Як-141 был свернут за отсутствием финансирования.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Так «Адмирал Горшков», наиболее совершенный к тому моменту представитель «тяжелых авианесущих крейсеров» проекта 11344, был фактически приговорен. Баснословно дорогой в обслуживании корабль, оставшийся в трудное для страны время без основного вооружения — авианосной группы, превратился в балласт для бюджета.

В 1995 г. начались переговоры о его продаже в Индию, которые с переменным успехом шли на протяжении десяти лет. Закончилось это радикальной модернизацией крейсера «Адмирал Горшков» под нужды заказчика: с последнего «классического» «Кречета» убрали излишнее вооружение (включая противокорабельные ракеты «базальт» и артиллерию), полетную палубу за счет этого продлили до носовой оконечности, оборудовали взлетный трамплин, расширили ангар, а вместо так и «не взлетевших» Як-141, переоснастили авиагруппу морским вариантом фронтового истребителя МиГ-29К.

Фактически «Адмирал Горшков» (теперь уже «Викрамадитья») был превращен в подобие российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — как уже говорилось в начале статьи, также принадлежащего к разношерстному семейству «Кречетов», но строившегося по проекту 11435 и изначально являвшегося не авианесущим крейсером, а «чистым» авианосцем.

Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)

 

Стоит, однако отметить, что первый путь развития, вершиной которого стал «Адмирал Горшков» — вовсе не тупиковый, как может показаться изначально. Сгубило первых «Кречетов» не их несовершенство, а то, что эти корабли строились с через чур бескомпромиссной верой в технологии будущего, каким представлялись хотя бы те же перехватчики Як-141 вертикального взлета. И сейчас, на втором десятке лет 21-го века полного аналога Як-141 в мире не существует (американская «калька» с него, F-35, не оправдывает ожиданий американского флота), и кто знает, возможно через некоторое время к идее тяжелого авианесущего крейсера, универсального боевого корабля оснащенного в качестве главной ударной силы новейшими истребителями вертикального взлета и посадки, кораблестроителям ещё предстоит вернуться.

«Адмирал Горшков», авианесущий крейсер проекта 1143.4

 

Конструкция тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 (1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4)

Как мы уже говорили ранее, тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» не были авианосцами в классическом понимании, хотя и имели ряд конструктивных особенностей, присущих этому классу кораблей: «сквозную» полетную палубу, консольный свес угловой палубы и надстройка — «остров».

Однако, перед разработчиками была поставлена и задача разместить на корабля проект 1143 совершенно несвойствен­ную для авианосцев громадную номенклату­ру ракетного, артиллерийского и противолодоч­ного оружия, что предопределило «гибридный» тип его конструкции. Её характерными, визуально различимыми особенностями были планировка по­летной палубы, с совмещением взлетного и посадочного участков, а также за­громождение верхней палубы протяженной надстройкой и раз­личными системами вооружения, что совершенно не свой­ственно современным авианосцам.

Корабли имели стальной гладкопалубный кор­пус с небольшим подъемом в носовой оконечно­сти, с продольным набором в центральной части и поперечным в оконечнос­тях. Корпус делился водонепроницаемыми перебор­ками, доходившими до полетной палубы, на 19 отсеков, имел шесть палуб и две платформы.

Самолет вертикального взлета Як-38. Один из виновников гибели советских авианосцев

 

Двойное дно простиралось по всей длине корабля и с района ма­шинно-котельных отделений и до погребов боезапаса переходило в двойной борт, доходив­ший до палубы ангара. Междонное простран­ство использовалось для хранения топлива и воды, а межбортовое — в качестве специальных цистерн. Машинно-котельные отделения, отсе­ки с электростанциями, большая часть погребов боезапаса и хранилища авиационного топлива сверху защищались ангаром, а снизу — подвод­ной конструктивной защитой. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении четырех смеж­ных водонепроницаемых отсеков.

Надстройка кораблей имела девять ярусов, до третьего яруса она была вертикальной, а выше, вместе с дымовой трубой имела завал внутрь на 10 градусов. Обшивка корпуса и двух нижних ярусов надстройки изготавливалась из 30-мм листов стали АК-25 или 35-мм стали АК-27, а верхние ярусы надстройки и наруж­ные поверхности дымовой трубы — из алюмини­ево-магниевых сплавов.

У четвертого корабля серии (пр. 11434, «Адмирал Горшков») надстройка несколько отличалась формой от трех более ранних кораблей, из-за стремления уменьшить её габаритные размеры для обеспечения безо­пасности взлетно-посадочных операций и увеличения сектора обзора для двух РЛС «Подкат» и системы «Резистор-К4».

В качестве активных средств успокоения качки использовалась пара бортовых управляемых рулей, а в качестве пас­сивных — скуловые кили.

Ангар занимал большую часть длины кораб­ля и был ограничен с бортов коридорами. Летательные аппараты поднимались на полет­ную палубу при помощи двух лиф­тов, расположенных слева и в корму от над­стройки. Первый служил для спуска, а второй — для подъема летательных аппаратов. Ангар был обо­рудован автономной системой вентиляции с ав­томатическим отключением при пожаре, систе­мами контроля состояния воздуха, орошения забортной водой и воздушно-пенного пожароту­шения. При помощи асбестовых штор он делил­ся на шесть изолированных зон, переме­щение самолетов и вертолетов по нему было организованно при помощи системы продоль­но-поперечной буксировки. Ангар вмещал до 36 единиц техники.

На полетной палубе (площадь 6200 кв.м) имелось 10 технических позиций для подготовки к полетам, сама палуба была покрыта специальным теплостой­ким покрытием АК-9Ф.

Главная энергетическая установка кораблей проекта 1143 была кот­лотурбинной, четырехвальной и размещалась в двух машинно-котельных отделениях. Элек­тростанции находились в смежных с машинно­-котельными отделениями энергоотсеках. Эле­менты главных механизмов, генераторные аг­регаты и электрооборудование были унифици­рованы с кораблями проекта 1123.

Главная энергетическая ус­тановка управлялась при помощи автоматизи­рованной системы «Терек-2». Все ее механизмы имели двухкаскадную амортизацию, а их фун­даменты были оклеены звукоизолирующими материалами.

В процессе постройки корпус корабля раз­бивался на 10 так называемых строительных районов, закладной район вме­щал оба машинно-котельных отделения с энергетическими отсеками. Каждый из районов фор­мировался из объемных секций большой массы (до 75 т) и габаритов.
При строительстве 4-го корабля серии, авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», масса объемных секций достигала уже 150 т., и была доведена (за счет установки на верфи двух кранов «KONE») к концу строительства до 1000 тонн. Именно такой вес имела надстройка, смонтированная на корабль единым блоком.

Тактико-технические характеристики авианосец Киев

Порт приписки: Мурманск-35
Изготовитель: Черноморский судостроительный завод
Строительство начато: 21 июля 1970 года
Спущен на воду: 26 декабря 1972 года
Введён в эксплуатацию: 28 декабря 1975 года
Выведен из состава флота: 30 июня 1993 года
Статус : Продан китайской компании в парк развлечений

Водоизмещение

— Стандартное: 30530 т, нормальное: 36300 т, полное: 41370 т

Размеры

— Длинна: 273 м
— Высота     61,6 м (от киля до клотика)
— Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 49,2 м (ширина полётной палубы)
— Осадка: 8,95 м (средняя), 11,1 м (учитывая обтекатель антенн)

Энергетическая установка

— Котлотурбинная установка из 4х ТВ-12-3, суммарной мощностью 182 500 л. с. (134, 225 кВт)
— Движитель: 4
— Скорость хода: 32 узла (59,3 км/ч)
— Дальность плавания: 4600 миль (полным ходом), 8000 миль (экономным ходом)

Экипаж

— 1642 человека (из них 430 человек — авиагруппа).

Вооружение

— Авиагруппа: 12 самолётов (с вертикальным взлётом и посадкой), 12 вертолётов
— Артиллерия: 2 × 2 76,2-мм АК-726
— Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630
— Ракетное вооружение: 4 × 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт», 2 × ЗРК «Шторм»
— Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000

Вооружение ТАКР «Киева»: на переднем плане — две башни 30-мм автоматов АК-630, в центре снимка круглая крышка в палубе прикрывает ЗРК «Оса-М», далее пусковая установка (ПУ) КР «Базальт», за ней на возвышении — ПУ ЗРК «Шторм»

 

Отдых экипажа на палубе ТАКР «Киева», Средиземное море, 1986-1987 годы

 

Як-38 на палубе авианосца «Киева», 1987 год. Не нуждаясь в заруливании на катапульту и ожидании, пока она освободится, все эти машины могли подняться в воздух с интервалами в 5-7 секунд

 

На палубе «Киева», 1987 год: на переднем плане (площадка «С») — спасательный Ка-27ПС, далее (площадка «2») — противолодочный Ка-25ПЛ, на технических позициях у надстройки и правого борта видны несколько Як-38М

 

Контейнеры главного ударного комплекса на ТАКР «Киеве»

 

Контейнеры главного ударного комплекса на «Минске», фото 1980-х годов

 

Вид на надстройку ТАКР «Новороссийска», фото 1984 года. Выше надстройки — взлетающий учебный самолёт Як-38У

 

Як-38 на палубе ТАКР «Киева»

Кнопка «Наверх»