Танки и бронетехника

ПБ-4 — плавающий бронеавтомобиль

ПБ-4 — плавающий бронеавтомобиль

Деревянные поплавки установлены вдоль всего корпуса бронеавтомобиля ПБ-4. 1933 год.

ПБ-4 — советский плавающий бронеавтомобиль, разработанный сотрудниками КБС. Авторами разработки были инженер-конструктор Эммануилов, заместитель начальника Григорьев и начальник бюро Померанцев.

Прошедший модернизацию ПБ-4 — длина деревянных поплавков сокращена (АСКМ). 1935 год.

 

В 1933 году на первомайском параде в Ленинграде был показан широкой общественности первый советский плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2, созданный на основе трехосного шасси американского грузовика «Форд-Тимкен». Его бронированный водонепроницаемый корпус с заостренным носом имел форму лодки, а передвигалась машина на воде с помощью гребного винта, закрепленного на конце червяка передачи заднего моста. Маневрирование на плаву осуществлялось путем поворота передних колес, а для преодоления вязкого грунта. У берега на задние колеса бронеавтомобиля можно было надеть металлические гусеницы. Вооружение БАД-2 состояло из 37-мм пушки в передней конической башне и 7,62-мм пулемета ДТ в кормовой цилиндрической башне.

Проектированием плавающего бронеавтомобиля занимался конструкторский коллектив Ижорского завода во главе с инженером Н. Я. Обуховым. Первым опытом в этом деле стало строительство броневика БДЦ-2, который проходил испытания. Однако военные представители потребовали увеличить надежность машины и усилить ее броню и вооружение. Новый плавающий бронеавтомобиль, обозначенный ПБ-4, был построен на базе того же трехосного шасси в 1935 году. Он имел всего одну башню, в которой размещались 45-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет ДТ.

Форма бронекорпуса изменилась, и бронеавтомобиль приобрел традиционный для того времени вид. Толщина лобовых, кормовых и бортовых бронелистов возросла до 7 мм. Соответственно увеличилась масса машины, и для сохранения плавучести по ее бортам смонтировали понтоны, заполненные прессованной пробкой. Для движения по воде ПБ-4 имел такой же, как у БАД-2, трехлопастный винт, однако главного недостатка предшественника — перегрева двигателя на плаву — удалось избежать. В систему охлаждения мотора был встроен теплообменник, омываемый забортной водой, а нагретый воздух из моторного отделения удалялся через щели, расположенные за отделением управления. На суше двигатель бронеавтомобиля охлаждался через нижний носовой люк, закрывающийся перед входом в воду.

ПБ-4 был выпущен только небольшой серией, предназначенной для войсковых испытаний. Хотя в целом эта машина оказалась довольно удачной, недостатков у нее хватало. В первую очередь следует отметить небольшую удельную мощность двигателя, что сильно сказалось на скорости движения бронеавтомобиля. Несмотря на наличие съемных гусениц и вращающихся запасных колес, установленных по бортам, проходимость ПБ-4 во время входа в воду и выхода из нее оставляла желать лучшего. К этому можно добавить плохую маневренность машины на плаву из-за слишком большой ее массы и недостаточную надежность перегруженного шасси.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Разрабатывая следующий вариант плавающего бронеавтомобиля, конструкторы основное внимание уделили снижению его массы. ПБ-7, изготовленный в 1937 году, весил 4,5 т и имел корпус более рациональной формы, что позволило отказаться от бортовых понтонов. Лобовые бронелисты корпуса и башни были установлены с увеличенным наклоном, а их толщина достигла 8 мм. Скорость и маневренность новой машины существенно возросли за счет применения отечественного мотора мощностью 50 л. с. и трехосного шасси ГАЗ-ААА.

ПБ-7 тоже строился малой серией, поскольку все недостатки его предшественников полностью устранить не удалось, и к тому же он обладал сравнительно слабым вооружением. В конической башне был смонтирован всего один 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС с боезапасом 1000 патронов. В итоге в годы Второй мировой войны плавающие бронеавтомобили не использовались на фронтах и широкое распространение они получили лишь в послевоенное время.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля ПБ-4

Экипаж, чел.: 4
Разработчик: КБС
Производитель: Ижорский завод
Годы производства: 1933—1935
Количество выпущенных, шт.: 6
Компоновочная схема: БА-3

Вес ПБ-4

— 5,28 тонн

Размеры ПБ-4

— Длина корпуса, мм: 5300
— Ширина корпуса, мм: 1980
— Высота, мм: 2250
— Клиренс, мм: 240

Броня ПБ-4

— Лоб корпуса, мм/град.: 7
— Борт корпуса, мм/град.: 7
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5

Вооружение ПБ-4

— Калибр и марка пушки: 45-мм пушка 20К
— Боекомплект пушки: 52 снаряда и 2268 патронов (36 дисков)
— Прицелы: телескопический ТОП, перископический ТП-1, механический пулемётный
— Пулемёты: 2 x 7,62-мм пулемёты ДТ

Двигатель ПБ-4

— Тип двигателя: ГАЗ-АА, карбюраторный, жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 40

Скорость ПБ-4

— Скорость по шоссе, км/ч: 50
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20 (по просёлку), 2 (на плаву)
— Запас хода по шоссе, км: 197
— Запас хода по пересечённой местности, км: 138
— Колёсная формула: 6 × 4
— Преодолеваемый подъём, град.: 15

 

Фото ПБ-4

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»