Ракеты и ПВО

П-500 «Базальт» (4К80) — противокорабельная ракета

П-500 «Базальт» (4К80) — противокорабельная ракета

Ракетный комплекс «Базальт» с противокорабельной крылатой ракетой П-500 (4К-80) создан в середине 70-х годов научно-производственным объединением «Машиностроения». Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 НПО «Машиностроения» (г. Реутов Московской области) по Постановлению Совета Министров № 250-89 от 28.02.1963 г. Главный конструктор противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» В.Н.Челомей. Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.

П-500 «Базальт — видео

Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета 4К-77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49. Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 года перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 году успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 году приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6.
Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» предназначался для поражения отряда боевых кораблей и авианосцев противника. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены крылатой ракеты П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. Ракета П-500 имела массу на старте 4800 кг., длину 11700 мм., размах крыла 2600 мм.

Испытания ПКР П-500 «Базальт» с ПЛАРК пр.675

По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла так же

применяться и специальная (ядерная) боевая часть (350 кт). Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.
На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля.

Сопловой блок крылатой ракеты П-500

Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Для крылатой ракеты П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина.
Ракета П-500 комплекса «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции ракеты. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание. Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.

Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 году в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД. Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения. Ракета П-500 комплекса «Базальт» явилась последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым видом ракетного оружия.
Как и у П-6, ракета П-500 имела профиль полета «большая высота-малая высота» – сложную траекторию полета к цели (высотою до 3-х и более километров), но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Повышенная помехозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Для облегчения преодоления ближнего рубежа противоракетного оружия надводных кораблей ракету частично бронировали.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Ракетный залп П-500 «Базальт» с ТАКР «Киев»

Под комплекс «Базальт» было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса – ракета 4К-80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя.
В 1977 году «Базальт» принимался на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 типа «Киев». Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер «Баку» имел шесть спаренных установок. В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера проекта 1164 типа «Слава». Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/»Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.

Загрузка противокорабельной ракеты П-500 на ракетный крейсер проекта 1164 «Москва»

При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.
В техническом проекте ракетного крейсера проекта 1164 удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно – и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет.

Тактико-технические характеристики П-500 «Базальт» (4К80)

Длина
11,7 м

Диаметр
0,88 м

Размах крыла
2,6 (2,1) м

Стартовая масса
4800 кг

Скорость
на высоте: M=2,5
у поверхности: M=2

Максимальная дальность стрельбы
550 км

Высота полёта
50-5000 м

Система управления
инерциальная + радиолокационная

Боевая часть
фугасно-кумулятивная: 500 (1000) кг
ядерная: 350 кт

Фото ПУ П-500 «Базальт» на палубе авианесущего крейсера «Киев»

Шесть спаренных ПУ ПКР П-500 «Базальт» на ТАКР пр.1143.4 «Баку»

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»