Танки и бронетехника

Меркава-4 — израильский танк

Меркава-4 — израильский танк

«Меркава» (ивр. — «колесница») — основной боевой танк, разработан и производится в Израиле. Первый танк «Меркава Mk.1» был произведён в 1979 году. Последней модификацией танка является «Меркава Mk.4».

Танк Меркава-4 — видео

Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны он командовал одной из трёх бронетанковых колонн, разгромивших египетские войска на Синае, в конце 1960-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля (АОИ). Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение.

Конструкция

Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых (также в отсеке могут размещаться дополнительные боеприпасы). Эта особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади.

Корпус и башня

Корпус и башня танка — литые, имеют большие углы наклона брони (до 75—80°). Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причём средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к левому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя вправо сильно ограничен. Механик-водитель попадает на своё место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса.

Основной запас топлива размещён в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах, имеющих разнесённое бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведёт к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решётки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решётки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши. Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК-диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решётку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни.

Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Броня башни разнесённая, в промежутке между стенками устанавливаются дополнительные защитные элементы. К кормовой нише башни крепится большая корзина.

Рабочее место наводчика расположено справа от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, углах крена, атмосферных условиях (скорость ветра, давление, температура) вводятся в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола — вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни.

Командир располагается сзади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4× до 20×). Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки вместо наводчика. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов.

Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Оборудование радиосвязи размещается в башне, слева от места заряжающего.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения дополнительного боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными. В кормовом бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз. Тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырёх человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения «Спектроникс». Танк также оснащён системой защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтровентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80×80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.

Вооружение

На «Меркаве» установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской L7). Все орудия для «Меркавы» изготовлены на предприятиях «Israel Military Industries» («Израильская военная промышленность»). Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −8,5 до +20°. Ствол снабжён термоизоляционным кожухом, чтобы избежать изгиба оси ствола из-за неравномерного нагрева. Маска пушки, как и на танке «Чифтен», отсутствует. Боекомплект танка составляет 62 выстрела, однако при необходимости (в перегруз) его можно увеличить до 86 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов — оперённым бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Большая часть боезапаса (48 выстрелов) расположена в кормовой части корпуса танка в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии. Пулемёт установлен слева от пушки. Ещё два таких же пулемёта смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулемётам составляет 10 000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемёта осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномёт установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведёт заряжающий из открытого люка. Боекомплект — 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.

Силовая установка

Двигатель — американский дизель воздушного охлаждения «Теледайн Континентал» AVDS-1790-5A с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л. с. двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки M60 и израильские «Центурион» и M48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6B, но модернизированная израильскими специалистами, полуавтоматическая, гидромеханическая, с гидрообъёмным механизмом поворота.

Ходовая часть

Подвеска независимая, пружинная типа Кристи. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удалённую от корпуса часть, а три — за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков — 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырёх болтах и может быть быстро заменён при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колёса переднего расположения. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесённым бронированием днища повышает защищённость корпуса при детонации мины. Балансиры нечётных по счёту катков направлены в сторону носа танка, чётных — в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска «Меркавы» балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая.

Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков — 640 мм, количество траков в гусенице — 110, длина опорной поверхности — 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески.

 

Танк «Меркава» Mk.4M, оснащённый системой «Трофи»

 

Производство

Разработка «Меркавы» велась инженерами АОИ, под их же непосредственным контролем осуществляется производство танков.

Серийное производство «Меркава Mk.1» началось в середине 1979 года. Всего было произведено около 250 танков этой модели. Все танки «Меркава Mk.1» были частично модернизированы до уровня Mk.2 («Меркава Mk.1B»). Впервые в мире все боеприпасы имели огнестойкую упаковку. В корме имелась механизированная боеукладка на 5 снарядов.

Основная часть узлов и агрегатов танков изготавливается в Израиле частными компаниями по субподряду, однако, за отсутствием полного производственного цикла танкостроения, элементы моторно-трансмиссионной группы, такие как двигательная установка, поставляются из США (аналогичная форма американо-израильского военно-технического сотрудничества наблюдается в секторе производства истребителей «Кфир»). Данная зависимость израильской танкостроительной отрасли от внешних поставок не раз вызывала озабоченность в высших военно-политических кругах Израиля по поводу достижения промышленной автаркии в данной сфере (особенно, на случай прихода к власти в США президентской администрации, настроенной на ухудшение американо-израильских отношений и даже на ввод эмбарго на экспорт отдельных групп товаров), — в этом контексте и велась полемика между двумя основными группами интересов, первая из которых во главе с Ицхаком Рабиным, выступала за всё большую автономизацию национальной военной промышленности, вторая под руководством Шимона Переса, полагала, что достаточно будет диверсифицировать источники поступления отдельных стратегически важных ресурсов и материалов за счёт европейских стран, однако, вопрос этот так и не был решён окончательно. Собственно говоря, само решение на проектирование и создание «Меркавы» в своё время было продиктовано отказом Великобритании от совместного производства танков «Чифтен» в 1969 г., — в тот период времени создавались разнообразные международные консорциумы по разработке бронетехники и военной авиации, — Израиль участвовал в разработке «Чифтена» с 1966 г., и поскольку уже был накоплен определённый опыт в этой сфере, по инициативе генерала Исраэля Таля началось создание «Меркавы».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Сборка танков осуществляется на государственных предприятиях. Исходно сборка танков велась в сборочных цехах MASHA (латинская транслитерация аббревиатуры на ивр. в знач. «Ремонтно-восстановительные центры службы тыла АОИ»). Затем, специально для этих целей был создан государственный орган координации работ в сфере танкостроения MANTAK (аббр. «Администрация проекта «Меркава»).

«Меркава Mk.4» находится на вооружении с 2002 года; была принята на вооружение в 2004 году. По версии американского военно-аналитического агентства Forecast International танк «Меркава-4» на 2010 год является лучшим основным боевым танком в мире. 28 % деталей танка импортные, включая двигатель и трансмиссию. Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении. Позади имеется отсек для десанта (эвакуации раненых), что резко повышает эффективность танка в целом в условиях малоинтенсивных боёв, взамен снижая защищённость танка в силу размазывания брони на больший объём.

В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. С 2011 ведётся производство только Merkava Mk.4 BAZ (начатое в 2009). К 2013 году планировалось перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра для дальнейшей модернизации. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развёрнутую презентацию.

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. В 2012 было заявлено что двигатель уже 9 лет имеет проблемы с надёжностью и требует извлечения на ремонт каждые 200 км пробега, эти данные активно перепечатывались авторитетными СМИ и на 2015 не были официально опровергнуты. В 2012 ЦАХАЛ заявил, что проблема была решена, не уточнив в каком году. Оборудование для преодоления водных преград отсутствует за не надобностью, оборудования для возможности самоокапывания также нет.

Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Стальной лист с воздушным зазором усиливает стойкость к минам, клиренс сократился до 430 мм. Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.

На танке установлено новое орудие MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120), рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов (аналогично советскому Т-55), подающий снаряды заряжающему (остальные 36 в кормовой части корпуса), каждый снаряд хранится в защитном чехле. Орудие позволяет вести стрельбу ракетами LAHAT.

70-тонная (65 т — пустой вес без БК, экипажа и т. д.) «Меркава Mk.4» имеет в 1,42 раза меньшую степень защищённости (3,18 т/м³), чем 50-тонный (пустой вес — 46,5 т) Т-90 (4,54 т/м³). При этом нужно учитывать, что в связи с массовым внедрением СУО боевая статистика попадания снарядов в танк в 2000-х годах резко поменялась — теперь большинство попаданий снарядов приходится в корпус, а не в башню. Одновременно, нижний лобовой лист имеет толщину (но не эквивалент защиты) всего 100 мм и он расположен высоко, за ним находится отсек МТО и мехвод. Стрельба на ходу осложнена сильной перетяжелённостью носа. Стрельба с места осложнена выхлопом двигателя, идущим перед приборами СУО (в секторе ±15°). Элементы КАЗ расположены открыто и уязвимы для пуль и осколков (что иным КАЗ тоже свойственно).

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ, что сделало Mk.4 первым зарубежным ОБТ с КАЗ. Танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащённых КАЗ «Трофи» и получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008 года, а весной 2009-го они стали поступать в войска. На танке установлено 4 РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ, её установка добавляет к стоимости танка 10 %, расчётная цена танка — 3,7 млн $ (на середину 2000-х); также имеется акустическое обнаружение огня снайперов. Стоимость «Трофи» — 0,2 млн $, масса при установке на Mk.4 — 771 кг.

1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012 было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».

Перспективы

В 2012 году Минобороны сформировало группу во главе с бригадным генералом запаса Диди Бен-Йоашем, которая должна была отвечать за разработку «танка будущего» для Армии обороны Израиля. Руководителям оборонной промышленности и командованию сухопутными войсками было предложено высказать своё мнение по поводу того, как должен выглядеть этот танк. Предполагалось, что он будет легче, меньше, с автоматической зарядкой и экипажем из двух человек и иметь в своём распоряжении модульную систему оружия, включающую различные его виды, в том числе ракеты. В сентябре 2013 года сайт Israel Defense сообщил, что Министерством обороны Израиля в рамках нового многолетнего плана развития ЦАХАЛа решено рассмотреть возможные альтернативы и не разрабатывать танк «Меркава» пятой модели, а продолжать производство «Меркава Mk.4». Последующим поколением будет не «Меркава-5», а танк с иными огневыми, защитными и двигательными характеристиками. Позднее было решено вернуться к МК 4.

Модернизации

— «Меркава Mk.1B» (1983) — частичная модернизация уже построенных Mk.1 до уровня Mk.2. На корзину на корме башни навешен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; СУО «Матадор Mk.1» модернизирована до уровня Mk.2 или Mk.2B. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).

— «Меркава Mk.2D» (1999) — модернизация ранее построенных «Меркава Mk.2B». Дополнительное бронирование корпуса и башни т. н. «бронёй четвёртого поколения» («Меркава Mk.1» имела броню первого поколения, Mk.2 — второго, а Mk.3 — третьего).

Кроме того, большинство резервистских «Меркава Mk.3» получили дополнительную броню крыши башни. А танки, имеющие возможность установки прицела «Баз», получили также и его.

Машины на базе

— 155-мм самоходная гаубица «Шолеф» («опытный стрелок», также известна под наименованием «Slammer») — два опытных образца были построены компанией «Солтам» в 1984—1986, однако САУ не была принята на вооружение и серийно не производилась.

— БРЭМ «Намер» — создана на базе Mk.3, в серию не пошла.

— Тяжёлый бронетранспортёр «Намер» — разработка начата в 2006 году на шасси танка Mk.1, принят на вооружение ЦАХАЛ в 2008 году и серийно производится.

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4
Годы эксплуатации: с 1974
Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

— 70 тонн

Размеры Меркава-4

— Длина корпуса, мм: 7450
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9040
— Ширина корпуса, мм: 3720
— Высота, мм: 2660
— Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

— Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная
— Активная защита: «Трофи»
— Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

— Калибр и марка пушки: 120-мм MG253
— Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»
— Длина ствола, калибров: 50,92
— Боекомплект пушки: 48
— Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы
— Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB
— Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом
— Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

— Скорость по шоссе, км/ч: ~60
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

— Запас хода по шоссе, км: 500
— Удельная мощность, л. с./т: 21,4
— Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

— Преодолеваемый подъём, град: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 1,2
— Преодолеваемый ров, м: 3,0
— Преодолеваемый брод, м: 1,4

 

Фото танка Меркава 4

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»