Ракеты и ПВО

Х-55 — стратегическая авиационная крылатая ракета

Х-55 — стратегическая авиационная крылатая ракета

Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга» приступило к созданию СКР Х-55 согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 1976 г. Параллельно в НПО Машиностроения -начались работы по сверхзвуковой СКР «Метеорит-А», но в этом проекте была выбрана ярко выраженная дозвуковая компоновка. В том же году документация на первые узлы головной опытной серии СКР поступила в производство. СКР получила схему, сходную с американской крылатой ракетой BGM-109 Томагавк, но отличается тем, что в маршевом положении ее двигатель полностью выдвигается в поток, что обеспечивает оптимальные условия его работы (на BGM-109 в поток выпускается только «совок» воздухозаборника).

Видео крылатой ракеты Х-55

Силовую установку должен был составить высокоэкономичный ТРДЦ. В ходе конкурса победу одержал двигатель РДК-300 (изд. 95), разработанный МНПО «Союз». При массе 95 кг он развивает тягу до 345 даН и имеет крейсерский расход топлива не более 0,84 кгкгт/ч. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенном в хвостовом коке ротора.
При выпуске двигателя происходит и удлинение хвостового кока фюзеляжа, что снижает сопротивление СКР. Выдвижение хвостового кока производится пружиной, удерживаемой в затянутом состоянии нихромовой проволокой, пережигаемой электрическим импульсом. Прямое крыло большого удлинения имеет высокое аэродинамическое качество, необходимое для получения заданной дальности при ограниченном запасе топлива. Крыло складывается в фюзеляж так, что одна его консоль ложится над другой, из-за чего в выпущенном положении плоскости их хорд имеет разную высоту относительно строительной горизонтали фюзеляжа, а сами консоли имеют разный угол установки.

Система управления СКР инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Она обеспечивает огибание или обход препятствий на предельно малой высоте и обладает полной автономностью. Система управления включает цифровые ЭВМ. Ракета оснащена специальной БЧ. Компактность, компоновка (гладкие формы, отсутствие продольных щелей на несущих плоскостях, двигатель прикрыт сверху фюзеляжем) и примененные конструкционные и специальные поглощающие материалы обеспечивают малую величину ЭПР (по западным данным порядка 0,3 м2).
Одна из характерных особенностей ракеты — большая относительная масса топлива (ее двигатель может работать как на обычных сортах авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других, так и на специальных, с которыми и достигается максимальная дальность). Почти весь цельнометаллический сварной корпус ракеты представляет собой бак, даже БЧ была расположена внутри бакового отсека. Из пластика изготавливаются носовой кок (полая крем-нийорганическая ткань на связующем К-9-70′) , панели крыла, радиопрозрачные элементы и т.п.

Опытная партия СКР строилась на заводе в Дубне. Ответственным со стороны предприятия-изготовителя был И.С. Селезнев, а со стороны МАП программу курировал член ЦК КПСС, будущий Министр авиационной промышленности И.С. Силаев. В качестве носителей для СКР были предложены новый сверхзвуковой ударный самолет Ту-160 и модернизированный Ту-142МС. В фюзеляже каждого из них намечалось разместить две револьверных ПУ МКУ-6-5 (по 6 СКР на каждой). Рассматривалась также возможность вооружения Х-55 и перспективных самолетов, например бомбардировщика Т-60, который должен был нести 6 или 8 ракет.
Испытания ракет и сопряженного оборудования провели на опытном самолете Ту-95М-55, переоборудованном из упоминавшегося уже Ту-95М-5. Он совершил первый полет в 1977-м, а первый пуск — в 1978-м г. По ряду соображений от переделки в ракетоносцы противолодочных Ту-142М отказались, но использовали документацию по машине как основу для проекта нового самолета Ту-95МС. В 1979 г. вышел на испытания первый опытный экземпляр этой машины, представлявший собой доработанный установкой ПрНК, одной МКУ-6-5 в фюзеляже и четырех АКУ под крылом ТУ-142МК производства Таганрогского машиностроительного завода им. Димитрова (ТМЗД). А в 1981 г. начались испытания и Ту-160, построенный на ММЗ «Опыт» в Москве.

Испытания Х-55 прошли на трассово-измерительном комплексе Ахтубинского полигона ГЛИЦ. Система управления отрабатывалась на летающей лаборатории на базе транспортного самолета, на котором была смонтирована соответствующая КЗА, а за полетом натурных СКР опытной серии следили с наземных пунктов и с борта самолета Ил-7бСКИП, оснащенного мощной РЛС. Чтобы радиолокатор мог обнаружить малозаметную СКР на ее крыло были наклеены полоски фольги. На испытаниях СКР Х-55 показала максимальную дальность 2500 км, о чем в августе 1984 г. было сообщено в советской прессе. Тридцать первого октября 1983 г. Х-55 была принята на вооружение. В 1983 году большой группе сотрудников ДМЗ и МКБ «Радуга» во главе с И.С. Селезневым за создание СКР Х-55 были присуждены Ленинская и Государственная премии.
Серийный выпуск СКР Х-55 был развернут на Харьковском авиационном производственном объединении им. Ленинского Комсомола. Поначалу предприятие получало детали из спецпластиков с ДМЗ, а затем под непосредственным руководством главного инженера ХАПО (ныне — Генерального директора ХГАПП) К.А. Мялицы был освоен полный цикл производства изделия, получившего открытый номер «120». После отработки технологии, выпуск Х-55 был передан на машиностроительный завод в г. Киров. Была также освоена модификация Х-550К (изд. 121), отличавшаяся системой наведения с оптическим коррелятором. По западным данным ВВС СССР получили около 1000 СКР Х-55 первых модификаций.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В ходе серийной постройки базовая модификация Х-55 подверглась значительным доработкам. Ввели дополнительный узел складывания киля (теперь он «ломался» примерно по 2/3 размаха консоли подобно ГО). Была снижена заметность ракеты, как радиолокационная, так и визуальная (малодымный выхлоп), улучшено качество отделки поверхности (внедрен метод покраски с безвоздушным гидродинамическим распылением). Удалось устранить течь баков, которая образовывалась на части серийных изделий при заправке под давлением.
Постройка самолетов Ту-160 началась на заводе в Казани, а Ту-95МС — в Таганроге, а затем переведена в Куйбышев. Компенсируя отсутствие второй МКУ-6, на Ту-95МС первых серий (вариант МС-16) смонтировали четыре подкрыльевых пилона АКУ-2 и АКУ-3, на которых можно было нести в сумме еще 10 Х-55. Подвеска сокращала дальность самолета с 10 до 6 тыс. км, тем не менее, в такой комплектации было выпущено не менее трети всех Ту-95МС. Но впоследствии пилоны сняли и Ту-95МС-1б превратились в стандартные Ту-95МС-6, отличаясь лишь системой подготовки пуска СКР с избыточным объемом памяти. Самолеты Ту-95МС поступили на вооружение 182-го Гвардейского ТБАП, затем 1026-го и 1006-го ТБАП, а Ту-1б0 — 184-го гвардейского ТБАП. Всего было построено 90 Ту-95МС и 22 серийных Ту-160.

СКР Х-55 показала себя надежным и относительно простым в обращении оружием. На подвеску шести Х-55 опытный наземный экипаж тратил не более 45 минут, тогда как на одну Х-20М требовалось не менее четырех часов. Правда, несовершенство ПрНК приводило к тому, что общее время подготовки самолета Ту-95МС к боевому вылету достигало двенадцати часов, а Ту-160 — и того больше.
В середине 80-х гг. боевая учеба достигла апогея — практически каждый экипаж ДА провел пуски Х-55, а многие имели по десяти и более удачных стрельб. Боевые пуски экипажи ДА ВВС СССР начали выполнять раньше, чем в ВВС США приступили к стрельбам аналогичными СКР AGM-86. В середине 80-х гг. был освоен выпуск новой модификации Х-55, имевшей повышенную дальность за счет дополнительных внешних топливных баков (при этом ее масса возросла с 1200 до 1700 кг, и Ту-95МС-1б на внешних узлах мог брать только 8 новых СКР).
За счет отработки системы наведения КВО сократилось примерно втрое, что позволило создать модификацию с обычной БЧ проникающего типа или кассетой, предназначенной для поражения площадных целей ограниченных размеров типа взлетно-посадочных полос. Но основным, по-прежнему, оставался ее ядерный вариант. Новая ракета получила открытое наименование изделие 124 (Х-55М) или 125 (Х-55СМ) в зависимости от типа БЧ.

Кроме того, была создана модификация крылатой ракеты с радиолокационной ГСН, размещенной во вписанном в обвод цилиндрического корпуса оживальном обтекателе с острой носовой. Она не выпускалась серийно, но стала основой для дальнейших работ в этом направлении (см. — ПКР Х-65С)
По договору СНВ-1, заключенному в 1991 г. для СССР выделялась квота в 1440 стратегических ракет воздушного базирования. Все они были типа Х-55, к тому времени в основном модификации «М» с повышенной дальностью. В настоящее время СКР Х-55 остается основной стратегической ракетой на вооружении ВВС России. По-видимому, ее выпуск прекращен, а имеющиеся запасы составляют около 1500 штук. В 2000 году Украина в счет долгов за энергоносители передала России 114 ракет Х-55 (по одному комплекту на каждый Ту-95МС и Ту-160, возвращенные России по тому же соглашению).
В настоящее время в ВВС России ракеты Х-55 различных модификаций имеются в 40-м Гвардейском Севастопольско-Берлинском Краснознаменном ТБАП, 79-м гвардейском Краснознаменном ордена Красной Звезды ТБАП ив 121-м гвардейском Краснознаменном Севастопольском ТБАП.

Под влиянием массового применения США в войне против Югославии крылатых ракет со спутниковой системой наведения (Global Positioning System), правительство России приняло решение о создании соответствующих модификаций собственных систем авиационного и морского ракетного оружия. В частности для ВВС была разработана СКР Х-555. В конце 1999 г. было сообщено, что она принята на вооружение, однако не известно, имеются ли эти ракеты в частях.

Тактико-технические характеристики ракеты Х-55

Длина, м
8,9

Диаметр корпуса, м: Х-55СМ / Х-55
0,77 / 0,514

Двигатель: Х-55 / Х-55СМ
ТРДД Р-95-300 (173 кг топлива)
ТРДД Р-95-300 (433 кг топлива)

Размах крыльев, м
3,10

Стартовый вес, кг
1700

Мощность боевой части, кТ
200

Масса боевой части, кг
410

Дальность полета, км: Х-55СМ / Х-55
3000 / 2500

Скорость полета, м/с
260

Высота полета на маршевом участке, м
40-110

Высота пуска, м
20-12000

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»