Танки и бронетехника

БТР-Д — авиадесантный бронетранспортер

БТР-Д — авиадесантный бронетранспортер

БТР-Д — авиадесантируемый плавающий бронетранспортер, созданный специально для оснащения воздушно-десантных войск, был разработан и принят на вооружение в 1974 г. на базе БМД-1. Машина изначально предназначалась для транспортировки личного состава и раненых, однако могла успешно использоваться для перевозок вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и аналогичных военных грузов.

БТР-Д — видео

БТР-Д отличался отсутствием башни с вооружением. Ее заменяла небольшая вращающаяся командирская башенка, что существенно снижало вес машины.

Бронетранспортер мог десантироваться как парашютным, так и парашютно-реактивным способами преимущественно с самолетов типа Ан-12. Общая компоновка машины мало чем отличалась от БМД-1. Корпус, для изготовления которого использовались листы алюминиевого сплава, несколько удлинен, а в ходовую часть добавлен шестой опорный каток. В результате по каждому борту у машины были установлены по шесть опорных и пять поддерживающих катков. Подвеска индивидуальная гидропневматическая с изменяемым клиренсом. На машине установлены гусеницы с открытыми металлическими шарнирами. Высота бортов корпуса на участке расположения десантного отделения была увеличена. В лобовом бронелисте выполнены смотровые окна, которые в боевых условиях закрываются броневыми листами.

Конструкция

Мощный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20, установленный в моторно-трансмиссионном отделении машины, аналогичен силовой установке БМД-1. Двигатель развивает мощность до 240 л. с.

Вооружение БТР-Д составляют два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ, боекомплект которых включает 2000 патронов. Первоначально один из пулеметов закреплялся на поворотной основе сверху корпуса. В бортах корпуса и в кормовом люке можно было увидеть 5 амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами для стрельбы из автоматов. Кроме того, на БТР-Д установлена система запуска дымовых гранат 902В «Туча». Со второй половины 1980-х гг. эти машины часто оборудовались 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», который монтировался на кронштейне в правой части крыши корпуса.
В командирской вращающейся башне были установлены два прибора наблюдения ТНПО-170А и прибор ТКН-ЗБ с осветителем. Связь с внешним миром осуществлялась посредством радиостанции Р-123М. Постановка дымовых ракет осуществлялась с помощью термодымовой аппаратуры и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча».

БТР-Д поступали только на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии, но в отличие от всей другой легкой советской бронетехники на экспорт не поступали. Машина была довольно распространена, поскольку в каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь около 70 машин подобного типа, а противотанковая батарея воздушно-десантного полка должна была включать модификацию БТР-Д — БТР-РД. Бронетранспортеры довольно успешно использовались во время военных действий в Афганистане. Были в распоряжении российских миротворческих сил в Южной Осетии и Абхазии, а также использовались российскими контингентами международных сил в поддержании мира в Боснии и Косово.

БТР-Д за время своего существования не раз модифицировался. В 1979 г. появился противотанковый вариант этой машины, которому был присвоен индекс БТР-РД. От своего предшественника он отличался усиленным вооружением. На крыше корпуса был размещен противотанковый ракетный комплекс «Конкурс» с боекомплектом 4 ПТУР 9М113 или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 «Фагот». В 1984 г. на вооружение приняли еще одну версию БТР-Д — БТР-ЗД. Машина была специально разработана для дополнительного размещения на ней шести переносных зенитных ракетных комплексов 9К34 «Стрела-3». Иногда на крыше корпуса вместо «Стрелы-3» монтировали 23-мм спаренную автоматическую зенитную пушку ЗУ-23-2 на полевом лафете.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

БТР-Д с 12,7-мм пулеметом «Корд» и 30-мм автоматическим гранатометом АГС-30

 

На базе БТР-Д были разработаны и другие модификации и военные машины:
— командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123 БМД-1КШ «Синица»;
— командно-штабная машина бригадно-полкового звена с двумя радиостанциями Р-123, двумя радиостанциями Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и автоматической приставкой засекречивания переговоров КШМ «Сорока»;
— машина управления и наведения артиллерии 1В119 «Реостат», оснащаемая РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107 и имеющая на вооружении курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа «Муха»;
— 120-мм гусеничное самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона»;
— бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов БТР-ЗД «Скрежет»;
— бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д;
— станция спутниковой связи Р-440 ОДБ «Фобос» и др.

БТР-ЗД «Скрежет»

 

Модификации

БТР-РД «Робот» — истребитель танков с ПТРК 9М111 «Фагот» (боекомплект — 12 ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс»)

БТР-ЗД «Скрежет» — бронетранспортёр для перевозки расчётов зенитных ракетных комплексов. В отличие от базовой модификации имеет специальные стеллажи для перевозки ПЗРК Игла или Стрела без штатной укупорки (ящиков) под броней и хомуты для крепления одной ракеты в непосредственной близости от люка на броне. В другом варианте устанавливается ЗУ-23-2.

БТР-РД «Робот»

 

Тактико-технические характеристики БТР-Д

Экипаж, чел.: 3
Десант, чел.: 10
Производитель: Волгоградский тракторный завод
Годы производства: 1974
Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение сзади, управления и десантное спереди

Вес БТР-Д

— 8,0 тонн

Размеры БТР-Д

— Длина корпуса, мм: 5883
— Ширина корпуса, мм: 2630
— Высота, мм: 1650—2000
— Клиренс, мм: регулируемый, 100—450

Броня БТР-Д

— Тип брони: алюминиевая катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 15
— Борт корпуса, мм/град.: 10
— Корма корпуса, мм/град.: 10

Вооружение БТР-Д

— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ПКТ или ПКТМ

Двигатель БТР-Д

— Тип двигателя: 5Д20
— Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость БТР-Д

— Скорость по шоссе, км/ч: 60
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Удельная мощность, л. с./т: 30

— Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5
— Преодолеваемый подъём, град.: 32
— Преодолеваемая стенка, м: 0,7
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото БТР-Д

БТР-Д с зенитной установкой ЗУ-23

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»