БРДМ-1 — бронированная разведывательно-дозорная машина
БРДМ-1 — бронированная разведывательно-дозорная машина
БРДМ-1 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
БРДМ-1 — видео
В армии СССР колесная бронетехника нередко использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, а также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но в середине 1950-х гг. появилась необходимость в создании специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
Предполагалось новую машину сделать плавучей для преодоления водных преград без предварительной подготовки. Также новому образцу бронетехники требовалась большая скорость движения, повышенная проходимость, значительный объем салона для размещения вооружения, необходимого оборудования, группы разведчиков.
Конструкция
Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце 1954 г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Первоначально предполагалось доработать хорошо освоенный промышленностью БТР-40 в качестве плавающего варианта. Но в процессе работы решили изготовить новую машину, не имеющую аналогов в мире. В итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.
Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.
Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву. За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград. Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса. В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.
На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией. Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.
При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м. Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.
Модификации
БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
БРДМ-1У — машина управления
Боевая машина 9П110 с ракетным комплексом 9К14 «Малютка»
Машины на базе БРДМ-1
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1
Тактико-технические характеристики БРДМ-1
Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 3
Производитель: ГАЗ
Годы производства: 1957—1966
Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе
Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой
Вес БРДМ-1
— 5,6 тонн
Размеры БРДМ-1
— Длина корпуса, мм: 5700
— Ширина корпуса, мм: 2250
— Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
— База, мм: 2800
— Колея, мм: 1650
— Клиренс, мм: 315
Броня БРДМ-1
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
— Борт корпуса, мм/град.: 7
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5
— Лоб рубки, мм/град.: 11
— Борт рубки, мм/град.: 7
— Корма рубки, мм/град.: 7
— Крыша рубки, мм/град.: 5
Вооружение БРДМ-1
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
Двигатель БРДМ-1
— Тип двигателя: ГАЗ-40П
— Мощность двигателя, л. с.: 85—90
Скорость БРДМ-1
— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
— Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1
— Колёсная формула: 4 × 4 (дополнительные колёса подняты), 8 × 8 (все колёса)
— Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0
— Преодолеваемый подъём, град.: 42
— Преодолеваемая стенка, м: 0,4
— Преодолеваемый ров, м: 1,22
— Преодолеваемый брод, м: плавает
Фото БРДМ-1
Схема БРДМ-1
БРДМ-1 морской пехоты
БРДМ-1 экранированная решетками