Танки и бронетехника

БА-10 — советский бронеавтомобиль

БА-10 — советский бронеавтомобиль

БА-10 — лучший пушечный бронеавтомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, в конструкции которого воплотился весь опыт, накопленный инженерами Ижорского завода за предвоенное десятилетие. Как и предыдущая машина БА-6, он создавался на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, однако рама этого шасси была укорочена на 200 мм в средней части и обрезана на 400 мм сзади.

Конструкция

Переднюю неведущую ось усилили и снабдили гидравлическими амортизаторами, повысившими плавность хода машины и, соответственно, точность стрельбы в движении. Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. Был также применен центральный тормоз в трансмиссии, улучшена система вентиляции и охлаждения моторного отсека.

Бронекорпус, по существу, остался без изменений, а в конической башне, выполненной по типу БА-6М, разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку образца 1934 г. с боезапасом 49 выстрелов. Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического и перископического прицелов. Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины. В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.

Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и до августа 1941 года сборочные линии завода покинули 3311 машин этого типа. Часть из них оснащалась радиостанцией 71 -ТК-1 со штыревой антенной. Некоторые машины изготавливались в железнодорожном варианте и обозначались БА-10жд. Следует заметить, что бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам на металлических бандажах, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами с вооружением.

В то время как первые броневики БА-10 еще только осваивались строевыми частями Красной Армии, КБ Ижорского завода уже модернизировало машину. Бронеавтомобиль БА-10М отличался усиленной бронезащитой передней пулеметной установки, улучшенным рулевым управлением, дополнительными наружными топливными баками и новой радиостанцией 71 -ТК-3. Боевая масса машины возросла до 5,36 т, но ее ходовые качества изменились незначительно.

В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Эти машины состояли на вооружении 7,8, и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей НКВД. В разведывательных подразделениях они постепенно вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.

Осенью 1939 года броневики БА-10 приняли участие в освобождении западных областей Украины и Белоруссии, а затем использовались в боях во время «зимней войны» с Финляндией. В сражениях Великой Отечественной войны они применялись до 1944 года, а в отдельных подразделениях и до самого конца войны. Например, в мае 1945 года некоторое число БА-10 осуществляло охрану штабов крупных воинских соединений Красной Армии.

В боевых действиях бронеавтомобили БА-10, конечно, не могли заменить танки. Однако при грамотном использовании они оказывали хорошую поддержку пехоте. Когда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда и завязались ожесточенные бои за крепость Шлиссельбург, успех был достигнут одновременной атакой с двух сторон 19 БА-10, подавивших огневые точки противника и выбивших немцев с занимаемых позиций.

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп..

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Модификации

Существовало две массовые модификации:

— БА-10А

— БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.

Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД)

Служба и боевое применение
Война с Японией

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.

В результате боёв выяснилось:

1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.

В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.

Великая Отечественная Война

В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов.

Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.

В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.

Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года.Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами Оверолл, надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады.

К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле — августе 1943 года.

Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 года — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта»

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин — 5 БА-64 и 1 БА-10. А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков — 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).

Колонна броневиков БА-10 в 1941, СССР.

 

БА-10 в Вермахте

В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203 Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.

Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941

 

БА-10 в Финской армии

В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось — по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию — на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.

Бронеавтомобили БА-10 в Выборге в конце войны

 

Завершение службы

Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и, бронеавтомобилей БА-10. Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Применялся он также во время войны в Корее.

Тактико-технические характеристики БА-10

Экипаж, чел.: 4
Компоновочная схема: С кормовым расположением боевого отделения
Производитель: Ижорский завод
Годы производства: 1938—1941
Годы эксплуатации: 1938—1945
Количество выпущенных, шт.: 3413

Вес БА-10

— 5,1 тонн

Размеры БА-10

— Длина корпуса, мм: 4450
— Ширина корпуса, мм: 2100
— Высота, мм: 2470
— База, мм: передней и средней осями — 2730 мм, задней тележки — 940 мм
— Клиренс, мм: 230

Броня БА-10

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 10
— Борт корпуса, мм/град.: 10
— Корма корпуса, мм/град.: 6—10
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 6
— Лоб башни, мм/град.: 10
— Борт башни, мм/град.: 10
— Корма башни, мм/град.: 10
— Крыша башни, мм: 6

Вооружение БА-10

— Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)
— Тип пушки: нарезная
— Длина ствола, калибров: 46
— Боекомплект пушки: 49
— Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП
— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29

Двигатель БА-10

— Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 50 при 2800 об/мин

Скорость БА-10

— Скорость по шоссе, км/ч: 52
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
— Запас хода по шоссе, км: 260
— Запас хода по пересечённой местности, км: 200
— Удельная мощность, л. с./т: 9,8

— Колёсная формула: 6 × 4
— Тип подвески: зависимая на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 2,5
— Преодолеваемый подъём, град.: 20
— Преодолеваемый брод, м: 0,6

 

Фото БА-10

Броневой автомобиль БА-10, 1940 год.

 

Советский броневик БА-10 охраняет британскую колонну в Иране (Персии), 1941.

 

Экипаж бронемашины БА-10 старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков со своим боевым другом — овчаркой Джульбарс.

 

Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»