Подводные лодки

Тип «Осётр» — подводные лодки

Тип «Осётр» — подводные лодки

Подводная лодка «Палтус» типа «Осетр»

Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.

В апреле 1904 года в нью-йоркском особняке некоего Р. Флинта, промышлявшего международным посредничеством в торговле оружием, произошла встреча изобретателя С. Лэка и русского военно-морского атташе. Не торгуясь, атташе выписал С. Лэку чек на 125 тыс. долларов и предоставил самому ломать голову над тем, как тайно вывезти из Америки «Protector», купленный Россией. Хитроумный план, разработанный С. Лэком, удался как нельзя лучше. Зафрахтованный им пароход «Фортуна» и плавучий кран встретились в открытом море «Protector», вышедший якобы на испытания, и проливной дождь скрыл от возможных случайных свидетелей завершение операции. Кран поднял лодку на борт «Фортуны», и только тут Лэк объявил своей команде: «Мы отправляемся в Россию…». Так у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка «Protector», переименованная в «Осетр», и заключен контракт на поставку еще пяти однотипных лодок, первую из которых фирма обязалась поставить в течение 5 месяцев, а остальные 4 — через 7 месяцев.
14 ноября 1902 г. в Бриджпорте (штат Коннекти­кут) со стапеля созданной Лейком небольшой верфи, подводная лодка «Protector» сошла на воду, являясь его третьей подводной лодкой. Это была субмарина длиной 65 футов (19,8 м), диаметром 11 футов (3,35 м), с до­статочно развитой надстройкой (верхней палубой), в которой находились топливные и масляные цистерны. Надводное ее водоизмещение было 136 тонн, полное подводное — 174 тонны, запас плавучести составлял 22%.

Подводная лодка «Сиг». Балтийский флот.

В средней части корпуса лодки размещалась рубка эллиптической формы, снабженная входным люком и смотровым колпаком с иллюминаторами. Длина рубки была 10 футов (3,05 м), шири­на — 4 фута 8 дюймов (1,45 м), высота вместе с колпаком для наблюдения 6 футов 5 дюймов (2,1 м). В рубке находились следующие приборы управ­ления: перископ, штурвалы вертикального и горизон­тальных рулей, машинный телеграф, приводы кинг­стонов балластных цистерн, краны системы продувания последних, различные индикаторы и ма­нометры, магнитный компас. Призматический перископ диаметром 6 дюймов (15,2 см) возвышался над рубкой на 5 футов (1,52 м). Его можно было вращать во все стороны и втягивать на 2 фута внутрь.
На поверхности воды лодка развивала скорость до 8,5 узлов, в подводном до 5,6 узлов. Дальность плавания на поверхности достигала 350 миль на 5 уз­лах, а под водой 30 миль на 3 узлах. Субмарина была вооружена тремя трубными тор­педными аппаратами — двумя в носу и одним в корме. Переборки разделяли «Protector» на четыре от­сека. Назначение первого отсека осталось тем же, что у ПЛ «Аргонавт» (выходное устройство для водолазов). Во втором отсеком размещался кубрик на 6 человек, с откидывающимися койками типа же­лезнодорожных. Кроме того, там находились задние крышки носовых торпедных аппаратов и баллоны сжатого воздуха для них, а в трюме — аккумулятор­ная батарея системы Гулда (60 элементов общей мас­сой 30 тонн). В третьем (машинном) отсеке стояли два газоли­новых (керосиновых) мотора системы Уайта и Мидлтона мощностью 120 л.с. каж­дый, за ними — два электромо­тора системы Дила мощностью по 60 л.с.

Подводная лодка «Осётр», достройка в Санкт-Петербурге

Эти двигатели работали на два гребных вала. Там же были установлены два водя­ных насоса центробежного действия, с приводами от главных механизмов лодки. Выхлопная труба диаметром 15 см возвышалась над палубой на 10 футов (3,05 м). Благода­ря ей, «Protector» мог идти в позиционном положении под газолиновыми моторами (по­грузившись до уровня смотро­вого колпака рубки управления). Воздух засасывался через клапан в этом колпаке.
В четвертом отсеке в 10-ти цилиндрических баллонах диаметром 20 см (их тогда называли «манесмановскими трубами») находился за­пас сжатого воздуха, там же — электромоторы и ме­ханизмы рулевого управления. С. Лейк не отказался от идеи перемещения лодки по дну моря, поэтому снабдил её двумя небольшими чугунными колёсами (полыми внутри), которые при обычном плавании уби­рались в специальные донные ниши. Но здесь колёса являлись лишь средством передвижения, а толкаю­щую силу создавал гребной винт. Весь запас газолина (4920 л) находился в надстройке, внутреннее пространство лодки было избав­лено от вредных испарений в случае утечки топлива. На испытаниях, состоявшихся в июле-ноябре 1903 года, «Protector» показал хорошие мореход­ные качества. Несмотря на это, командование флота США отказалось от приобретения лодки. Тогда Лейк, после некоторой перестройки и продал ее России.

Подводная лодка «Protector» (в будущем «Осётр») 1901—1904 год

По сравнению с подводной лодкой «Осетр» («Protector») серийные лодки несколько отличались от прототипа — прочный корпус был увеличен в длину на 1,02 м и в диаметре на 0,08 м, что привело к увеличению водоизмещения на 25,0 куб. м, увеличен объем надстройки и выполнены некоторые другие усовершенствования. Их водоизмещение было 153/189 тонн; длина 22 метра, наибольшая ширина 3,5 метра. Силовая установка включала два бензиновых мотора мощностью по 120 л.с. и два электромотора по 65 л.с. Скорость полного хода на поверхности была 7,4 — 8,3 узла, под водой 4,6 — 5 узлов; дальность плавания 350 миль (на 5 узлах) и 30 миль (на 3-х узлах). Вооружение состояло из трех 457-мм трубных торпедных аппаратов (к двум носовым аппаратам имелись две запасные торпеды). Экипаж насчитывал 12 человек (из них 2 офицера)(по данным из некоторых источников — 24 человека?). Главное конструктивное отличие подводныхлодок этой серии от прототипа заключалось в том, что они не имели колес для передвижения по морскому дну.
Лодки строились в США на одной из лучших верфей «Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company» и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где по рекомендации Морского министерства на территории военного порта фирма построила временные мастерские для сборки и монтажа лодок. Детали первой лодки были доставлены в Либаву к 8 ноября 1904 г., а последней — в марте 1905 г. Из-за низкого качества доставляемых частей корпусов подводных лодок, по словам заведующего командой подводных лодок типа «Осетр» лейтенанта П.К. Панютина, в Либаве лодки приходилось не собирать, а строить.

Читать так же:
Дизель-электрические подлодки проекта 633

Российская подводная лодка «Сиг» с экипажем

Собранные в Либаве лодки получили названия «Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва» и «Сиг». При заключении контракта не были оговорены штрафные санкции за нарушение сроков сдачи лодок. Используя это обстоятельство, фирма С. Лэка затянула постройку лодок и первую из них «Кефаль» сдала только через год — 22 апреля, а остальные в июне-июле 1905 г.
Все лодки С. Лэка, кроме подводной лодки «Сиг», были перевезены во Владивосток, где производилась их окончательная сборка и достройка. Учитывая отсутствие во Владивостоке хорошей заводской базы для подводного кораблестроения, обученных специалистов, а также факт ведения в тот период боевых действий в войне с Японией, окончательная сборка лодок велась спешно и некачественно, что явилось одной из причин разочарования специалистов флота в подводных лодках. В связи с окончанием 5 сентября 1905 г. русско-японской войны участия в боевых действиях лодки типа «Осетр» практически не принимали.
Подводные лодки типа «Осетр» относятся к однокорпусным подводным лодкам. Прочный корпус разбит на три отсека, каждый из которых снабжен входным люком. В первом отсеке размещены устройства для выхода водолаза, что, по мнению С. Лэка, давало возможность перерезать телеграфные кабели, уничтожать минные заграждения, а в случае необходимости производить спасение экипажа. В Учебном отряде подводного плавания в Либаве была организована подготовка водолазов для подводных лодок типа «Осетр». Однако уже при рассмотрении проекта лодки комиссией Морского министерства и при последующих испытаниях ПЛ «Осетр» был дан отрицательный отзыв о возможностях использования водолазов из лодки.

Над вторым (жилым отсеком) была установлена достаточно большая по размерам боевая рубка, в которой размещались все средства управления подводной лодкой. В кормовой части боевой рубки была установлена стрела для погрузки торпеды через люк машинного отделения. Машинный люк и труба для выпуска отработанных газов с глушителем размещались в общем кожухе, по высоте равном высоте боевой рубки. В прочном корпусе размещалась часть балластных цистерн, заполняемых через общую магистраль, что значительно увеличивало время погружения лодки в подводное положение. Снаружи прочного корпуса, в верхней его части, по всей длине лодки была установлена плоская надстройка, выполненная из деревянных брусьев, в плане повторявшая обводы прочного корпуса. В надстройке также размещались балластные цистерны, внутри которых в особых трубах размещался бензин для моторов и баллоны со сжатым воздухом. В районе миделя на уровне палубы надстройки были установлены дополнительные парные горизонтальные рули — «гидропланы», считавшиеся в то время технической новинкой. «Гидропланы» погашали остаточную плавучесть, обеспечивая погружение лодки «на ровный киль» и достаточно точное удержание глубины хода. В нижней части прочного корпуса были сделаны специальные ниши для выдвигавшихся чугунных колес, предназначенных для передвижения по грунту.

«Протектор» под водой, (с рисунка того времени)

При испытаниях подводной лодки «Осетр» колеса были признаны «весьма полезными» в качестве средства, предохраняющего от ударов лодки о грунт при движении на мелководье. Лодки были также оборудованы подводными якорями и сбрасываемым килем. По ходовым, мореходным и тактическим характеристикам лодки типа «Осетр» уступали подводным лодкам, находящимся в составе Российского флота. Это были малоавтономные, тихоходные лодки с бензиновыми двигателями и с очень большим временем погружения под воду. Низкое качество сборки лодок приводило к необходимости частых ремонтов. Однако, лодки эти эксплуатировались и в итоге сыграли определенную роль в деле подготовки подводников для русского флота и в разработке рекомендаций по совершенствованию тактико-технических характеристик отечественных подводных лодок. После 8-и лет эксплуатации их в 1913-14 гг. вывели из боевого состава и сдали на хранение в порт. В 1922 г. все они пошли на слом.

Машинное отделение подводных лодок типа «Осетр»

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Осётр»

Водоизмещение
надводное, тонн: 153; у ПЛ «Осётр» — 136
подводное, тонн: 187 — 189; у ПЛ «Осётр» — 174,4

Скорость хода
полная надводная, узлов: 8,3; у ПЛ «Осётр» — 8,5
полная подводная, узлов: 5,0; у ПЛ «Осётр» — 5,6

Дальность плавания
в надводном положении, миль: 250 — 350
в подводном положении, миль: 17 — 30

Глубина погружения
предельная: 30 метров

Размеры
длина, метров: 22,0; у ПЛ «Осётр» — 19,8
ширина, метров: 3,5-3,6; у ПЛ «Осётр» — 3,4
осадка средняя, метров: 3,7
конструктивный тип: однокорпусная

Вооружение
457-мм носовые торпедные аппараты: 2 шт.
457-мм кормовые торпедные аппараты: 1 шт.
общее число торпед: 5 шт.

Энергоустановка
количество х мощность бензомоторов, л.с.: 2х120
количество х мощность электромоторов, л.с.: 2х65;
у ПЛ «Осётр» — 2х60

Экипаж, человек
12

Подводная лодка «Плотва» типа «Осётр» в доке

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»