Подводные лодки

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводные лодки типа «Касатка»

Подводная лодка «Фельдмаршал Граф Шереметьев» тип «Касатка»

Удачные испытания подводной лодки «Дельфин» доказали готовность отечественной промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к разработке «подводного миноносца № 140». 1 сентября 1903 г. управляющий Морским Министерством разрешил разработку чертежей подводной лодки, 20 декабря 1903г.

Подводные лодки типа «Касатка» — видео

Морской Технический Комитет одобрил проект. 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан наряд на строительство подводной лодки «Касатка» по этому проекту, 24 февраля 1904 года — наряд на строительство еще четырех подводных лодок этого типа и 26 марта того же года — на шестую подводную лодку на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Следует отметить, что большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки, названной «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом увековечить память своего знаменитого предка, выдающегося соратника Петра Великого.

Проектом И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева предполагалось удлинение подводной лодки по сравнению с ПЛ «Дельфин», придание подводной лодке лучших мореходных качеств путем развития надводной надстройки, большая часть которой выполнялась проницаемой для воды (ажурной, как тогда выражались), чтобы не иметь излишней плавучести. Нос миноносца приспосабливался для таранения легких неброненосных судов, что было навеяно тактическими соображениями XIX века.
Вооружение миноносца должно было состоять из 4-х мин (торпед) последнего образца, размещавшихся в наружных аппаратах системы Джевецкого, расположенных в надстройке.
Составляющие нагрузки в % от водоизмещения: стальной корпус — 33,8; деревянная обшивка — 9,9; механизмы -21,0; АБ — 16,4; дельные вещи — 10,7; запас бензина — 3,4; команда и провизия — 1,4; запас водоизмещения — 3,4. Метацентрическая высота (проектная): в надводном положении 0,20 м; в подводном 0,18 м.

Первоначальный облик субмарины «Касатка». Дальний Восток.

Подводная лодка предполагалась трехвальной — боковые винты для бензиномоторов и средний для электродвигателя, причем все моторы действовали непосредственно на винты без всяких передач, бензомоторы по 400 л.с., должны была работать на бортовые валы; электромотор для надводного и подводного ходов (мощность 120 л.с. при 125 об/мин) — на средний вал. Электродвигатель и аккумуляторы должны были быть такие же, как и на ПЛ «Дельфин». Зарядка АБ должна была осуществ­ляться с помощью специальной динамо-машины с приводом от бензомотора 40-60 л.с.
Балластные цистерны размещались в оконечностях лодки: носовая называлась «черной», кормовая — «красной». Вода в цистерны накачивалась и откачивалась помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом. Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная («белая») цистерна и кормовая («синяя») размещались внутри прочного корпуса.

Подводная лодка «Касатка» после взрыва бензиновых паров в носовой топливной цистерне.
Взрывом подняло надстройку и стали видны шпангоуты (в центре).

Перископы размещались в носовой и средней рубках, причем перископ в средней рубке был оснащен дальномером. Корпус в средней части обшивали деревом и покрывали оцинкованным железом. ЦГБ должны были заполниться и осушаться помпами. Предусматривалась и продувка сжатым воздухом (запас — около 1,0 м3 при давлении 100 атм.).
В связи с задержкой поставки главных моторов, испытания подводной лодки «Касатка» проводились только с работающим средним гребным валом, на который с помощью передаточных муфт в подводном положении передавалось усилие электромотора, а бензомотора в надводном положении на винт и (или) на зарядку АБ.
Для устранения «проваливания кормой» на ПЛ «Касатка» была установлена кормовая рубка-поплавок и увеличена площадь ГР. Остальные ПЛ серии также дооборудовались дополнительной рубкой. Отсутствие рубки-мостика над средним входным люком отрицательно сказывалось на мореходности. Были выявлены также малая вертикальная устойчивость под водой, трудность управления ВР, большое время погружения (4-5 мин).

Субмарина «Касатка» после потери остойчивости во время выгрузки аккумуляторов. 1905 г.

В результате строительства, на подводных лодках типа «Касатка» (за исключением подводной лодки «Макрель») были установлены два бензиномотора системы «Панар» по 60 л.с. (в некоторых источниках – 100 л.с.) каждый, приводящих в действие 2 динамо-машины. Движение подводных лодок в надводном и подводном положении осуществлялось одним и тем же электродвигателем, получавшим в надводном положении питание от динамо-машин, в подводном — от аккумуляторов. Электромотор имел мощность 100 л.с. Емкость АБ от 3000 до 3600 А.час. Бортовые дейдвудные трубы были заглушены, подводные лодки типа «Касатка» из трехвальных превратились в одновальные (за исключением «Макрель», которая до 1911 года была трехвальной). 400-сильные бензиномоторы должен был изготовить Балтийский завод, он справился с этой работой с большим опозданием, поэтому их удалось установить только на подводной лодке «Макрель».

Читать так же:
Форель - подводная лодка

Чертеж общего расположения подводной лодки «Окунь»

После окончания Русско-японской войны на всех подводных лодках отправленных на Дальний восток (все кроме подводной лодки «Макрель» и «Окунь») были установлены средние рубки-мостики, при этом носовая рубка и рубка-поплавок в корме были демонтированы. ПЛ «Макрель» и «Окунь», которые были оставлены на Балтийском заводе для усовершенствования и развития этого типа лодок, также были модернизированы к осени 1905 года, на них установили среднюю рубку и увеличили площадь ГР.
С появлением судовых дизелей в 1911 году Морское министерство решило установить на лодки «Окунь» и «Макрель» дизели мощностью по 120 л.с. (в некоторых источниках – 150 л.с.) Так как гребной вал, идя от дейдвуда внутрь лодки, был несколько приподнят, то дизель пришлось установить для непосредственной работы на гребной вал не посредине лодки, а в машинном отделении на левом борту, спарив дизель с динамо-машиной, ток от которой подводился к электродвигателю гребного вала. В надводном положении одновременно работали дизель, динамо и электродвигатель. При какой-либо неисправности в одном из этих механизмов лодка оказывалась в затруднительном положении. Дизели на этих лодках были облегченного типа (22 кг/л.с.) и, вследствие облегченности конструкций, часто выходили из строя. В то же время на правом борту лодок приходилось возить мертвый груз твердого балласта для уравновешивания веса дизель-динамо, установленных на левом борту.

Подводная лодка «Скат» типа «Касатка»

В период модернизации подводных лодок было произведено много переделок и усовершенствований, в результате которых лодки все же оказались перегруженными, и на них стало трудно плавать. После модернизации остойчивость лодок настолько понизилась, что пришлось установить добавочные кили весом по 4 т, но и после этого метацентрическая высота не превышала 12 см. Опыт плавания лодок показал, что запаса смазочного масла хватало лишь на половину запаса топлива. В результате при больших переходах надводным кораблям приходилось брать лодки на буксир.

Перевозка подводных лодок по железной дороге

Подводные лодки «Налим» и «Скат» с началом Первой мировой войны были довооружены одним 47-мм орудием. На ПЛ «Касатка» и «Кета» было установлено по одному пулемету.
Лодки типа «Касатка» участвовали в войне с Японией, Первой мировой войне и в Гражданской войне. Активно использовались для патрулирования и в качестве учебных. Уцелевшие после Первой мировой и Гражданской войн, подводные лодки этой серии были сданы на слом в середине 20-х годов.

Подлодка «Макрель» типа «Касатка»

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Касатка»

Водоизмещение
надводное, тонн: 140-142
подводное, тонн: 177

Скорость хода
полная надводная, узлов: 14
полная подводная, узлов: 8,5
экономическая надводная, узлов: 8,5
экономическая подводная, узлов: 5,5

Дальность плавания (при скорости хода, уз)
в надводном положении: 300 (14), 1200 (7)
в подводном положении: 25 (8,5), 70 (5) миль

Глубина погружения
рабочая/ предельная: 50/100 метров

Размеры
длина: 33,4 метров
ширина наибольшая: 3,39 метра
осадка средняя: 2,8 метра
конструктивный тип: однокорпусная

Вооружение
пулеметы (после 1914): 1х7,62 мм («Касатка» и «Кета»)
артиллерийские установки (после 1914): 1х47 мм («Скат» и «Налим»)
457-мм наружные торпедные аппараты: 4

Энергоустановка
тип: ДВС-электрическая
мощность дизелей, л.с. (после 1911): 1х120 («Окунь» и «Макрель»)
мощность электромоторов, л.с.: 1х100
мощность бензомоторов, л.с.: 2х60 или 100? («Макрель» — 2х400)
количество валов: 1 («Макрель» до 1911 — 3)

Экипаж
25 человек

Подлодка «Налим» типа «Касатка»

Подводная лодка «Окунь» типа «Касатка» у борта плавбазы перед выходом в море

Подводная лодка «Окунь» на испытаниях в Биорке

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»