История авиации

Легендарные самолёты: Ил-76

Невозможно представить отечественную авиацию без Ил-76: самый массовый тяжёлый военно-транспортный самолёт в мире, Ил-76 четыре десятилетия остаётся в эксплуатации, а его новые модификации продолжают выпускать и по сей день. Судьбу этого самолёта нельзя назвать лёгкой, но за годы работы он доказал свою востребованность, отличные лётные качества и неприхотливость. Ил-76 — основа военно-транспортной авиации России.

История Ил-76 началась 28 июня 1966 года, когда Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С.В. Ильюшина разработку нового военно-транспортного самолёта. Задача была больше, чем амбициозная: конструкторам лайнера предстояло создать многофункциональный реактивный «грузовик», способный перевозить 40 т груза на расстояния до 5000 км со скоростью 800 км/ч. При этом самолёт должен был иметь возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов, в суровых погодных условиях Сибири, Арктики, Антарктики, и в целом в перспективе заменить Ан-12.

<

Ил-76 изначально планировался как самолёт двойного (гражданского и военного) назначения, что повышало его востребованность на внутреннем и мировом рынках.

Уже в мае 1969 года полноразмерный макет Ил-76 был готов и опробован на предмет размещения военной техники внутри грузового отсека, чей размер был 20 м в длину, 3,4 м в ширину и 3,4 м в высоту. Выбранные конструкторами технические и дизайнерские решения подтвердили свою правильность, и началась постройка первого лётного образца.

Конструктивно Ил-76 представляет собой моноплан с высоко расположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка включает ВСУ ТА-6А и 4 ТРДД Д-30КП. Следует отметить, что компоновочная схема Ил-76 вполне традиционна для транспортного самолёта, и его внешний облик во многом схож с американским военно-транспортным Lockheed C-141 Starlifter, разработанного в 1963-1965 гг. Однако, как это зачастую случалось с отечественными самолётами, конструкторы Ил-76, на этапе определения компоновки будущего лайнера учли зарубежный опыт, и, основываясь уже на опыте реализации собственных задач, создали свой «грузовик», который был вместительнее С-141 на 8 т, и имел намного более развитую механизацию крыла и более мощные шасси. Важной чертой Ил-76 является трёхстворчатая грузовая рампа в хвосте фюзеляжа, которая обеспечивает не только погрузку-разгрузку техники и груза на земле, но и десантирование парашютистов и тяжёлой техники в полёте.

25 марта 1971 года Ил-76 впервые поднялся в воздух с московского аэродрома им. Фрунзе (Ходынское поле) под управлением командира лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Э.И. Кузнецова, а уже в мае того же года самолёт был представлен широкой публике на Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

Серийное производство самолёта было развёрнуто на Ташкентском авиапромышленном объединении им.Чкалова, а уже в 1974 году первые Ил-76 стали поступать на вооружение ВВС СССР, а с 1978 г. и в Аэрофлот.

Демонстрация преимуществ и лётных качеств самолёта на всевозможных выставках за рубежом и существенно более низкая его стоимость по сравнению с западными аналогами сделала Ил-76 чрезвычайно популярным у иностранных заказчиков. За всё время Ил-76 эксплуатировали (и некоторые страны продолжают эксплуатировать): Алжир, Ангола, Армения, Азербайджан, Беларусь, Буркина Фасо, Венгрия, Грузия, Индия, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, КНДР, Конго, Лаос, Латвия, Ливия, Мали, Молдавия, ОАЭ, Сербия, Сьерра Леоне, США, Судан, Сирия, Туркмения, Узбекистан, Украина, Экваториальная Гвинея, ООН. Всего на экспорт (исключая страны, бывшие ранее частью СССР, получившие самолёты «по наследству», после распада Советского Союза) было поставлено около 100 Ил-76.

За время Советско-Афганской войны 1979-1989 гг Ил-76 выполнили более 14700 вылетов, в ходе которых перевезли свыше 786 тысяч военнослужащих и более 315 тысяч тонн грузов. Доля самолётов этого типа в перевозках людей составляла 89%, а в перевозках вооружения — 74%. Не менее 4 самолётов были потеряны в ходе этой войны, но бòльших потерь удалось избежать благодаря мастерству экипажей и прочности конструкции самолёта, т.к. при попадании снарядов переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger на небольшой высоте самолётам удавалось несмотря на повреждения «дотянуть» до аэродрома.

Несмотря на успех эксплуатации, конструкторы продолжали совершенствовать машину. В 1977-1978 гг. появились соответственно военная версия Ил-76М и гражданская версия Ил-76Т, отличавшиеся от базовой увеличенной до 42 т коммерческой нагрузкой, и полным отсутствием военного оборудования (включая кабину стрелка кормовой пушечной установки с двумя пушками ГШ-23Л) на гражданской версии. В 1981-1982 гг. появились соответственно версии Ил-76МД и Ил-76ТД с усиленной конструкцией планера и шасси, увеличенной до 48 т коммерческой нагрузкой, увеличенной максимальной взлётной массой и обеспечением возможности внешней подвески четырёх авиабомб.

Вскоре стали появляться и узкоспециализированные варианты самолёта.

В 1983 году совершил первый полет самолёт-заправщик Ил-78, обеспечивающий и по сей день дозаправку самолётов дальней фронтовой авиации в воздухе и на земле, и способный отдать максимум 32-65 т топлива, в зависимости от удаленности от аэродрома базирования. В 1988 г. появилась модернизированная и усиленная версия Ил-78М с увеличенной до 210 т максимальной взлетной массой. Одновременно в воздухе могут дозаправляться 2 «лёгких» самолёта или один «тяжёлый». Всего с 1984 г. было построено 51 самолётов Ил-78 и Ил-78М, 6 из которых были экспортированы в Индию.

Читать так же:
Морская авиация Тихоокеанского флота празднует годовщину создания

А-50, сверхсекретный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления, разработанный в ТАНТК им. Г.М. Бериева, и который был впервые поднят в воздух в 1978 г., а на вооружение принят — в 1989 г. Около 25 экземпляров А-50 были произведены, из которых 3 — были экспортированы в Индию, а остальные — успешно продолжают нести службу в ВВС России.

Также ограниченной серией были построены варианты Ил-76КТ (1981 г.) и Ил-76МДК «Космос» (1988 г.) для тренировки космонавтов с созданием невесомости в полёте; А-60, самолёт-лаборатория с лазерным оружием на борту (1981 г.); Ил-76 МД «Скальпель» — летающий госпиталь (1983 г.), Ил-76ПС (1984 г.) — поисково-спасательный самолёт, Ил-76ТД «Антарктида» (1985 г.), приспособленный для полётов в Антарктике; Ил-76ПП (1987 г.) — постановщик помех; Ил-76П (1989 г.) — самолёт для пожаротушения; Ил-76ЛЛ (1991 г.) — летающая лаборатория для испытания авиационных двигателей, а также некоторые другие варианты.

Все вышеперечисленные модификации брали начало от базовой модели с её силовой установкой, бортовым оборудованием и конструкцией, но к середине 1990-х гг. стало очевидно, что проект нуждается в глубокой модернизации. Первой попыткой осовременить лайнер стало создание в 1995 г. Ил-76МФ. Длину фюзеляжа конструкторы увеличили на 6,6 м, что позволило брать на борт до 60 т груза, а максимальную взлётную массу довести до 210 т. К тому же, вместо двигателей Д-30КП с тягой 12000 кгс были установлены ПС-90А-76 с тягой 14500 кгс, что позволило увеличить дальность полёта и снизить расход топлива. К сожалению, из-за финансовых трудностей 1990-х гг. и сложностей с производством самолёта в Узбекистане, доводка этой модификации затянулась, а количество произведённых единиц было крайне невелико (к примеру, 5 Ил-76ТД-90ВД были построены специально для российской компании «Волга-Днепр»).

Однако, накопленный опыт не пропал даром: в 2006 году было принято стратегическое решение о переносе строительства Ил-76 в Россию. На Ульяновском заводе «Авиастар-СП» было развёрнуто серийное производство Ил-76МД-90А.

Речь идёт о ещё более глубокой модернизации базовой модели: кроме двигателей ПС-90А-76 и удлинённого фюзеляжа, был полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс («Купол-III-76М(А)»), усилено шасси, изменена конструкция крыла. 22 сентября 2012 г. опытный экземпляр впервые поднялся в воздух. Министерство обороны РФ уже через 2 недели после этого, 5 октября того же года подписало контракт о поставке 39 новых Ил-76МД-90А в 2014-2020 гг. Вскоре стало известно о планах Министерства обороны РФ о создании различных специальных самолётов на базе новой модели: новый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 должен уже в 2016 году поступить на вооружение с постепенным увеличением количества таких бортов до нескольких десятков. Кроме того, в ВВС назрела необходимость постройки нескольких десятков заправщиков Ил-78МД-90А на базе новой модели.

К настоящему времени выпущено не менее 947 Ил-76 всех модификаций, что делает этот самолёт самым массовым тяжёлым реактивным самолётом в мире. В 1983-1988 гг., на пике производства, в год выпускались 60-65 машин; но впоследствии два десятилетия темпы сборки пока составляют 2-4 самолёта в год.

За всё время было потеряно 73 самолёта данного типа, но такая высокая цифра связана не с техническим состоянием, а из-за потерь в ходе боевых действий (25 самолётов), ошибочных действий экипажей (26 самолётов), эксплуатацией в условиях, на которые самолёт не рассчитан (например, с большим перегрузом — 6 случаев).

Около 300 Ил-76 продолжают свою службу в разных странах мира, однако, главным эксплуатантом и самым крупным заказчиком новых лайнеров остаются ВВС РФ, где с большой любовью и уважением относятся к своему главному военно-транспортному самолёту.

Лётно-технические характеристики Ил-76МД-90А:
Длина: 46,6м
Размах крыла: 50,5 м
Площадь крыла: 300 м²
Максимальная взлётная масса: 210 т
Масса пустого самолёта: 88,5 т
Коммерческая нагрузка: до 60 т
Объём топлива: 109 000 л
Скорость крейсерская: 780—850 км/ч
Скорость минимальная: 220 км/ч
Дальность полёта с нагрузкой 60 т: 4000 км
Дальность полёта с нагрузкой 48 т: 5500 км
Дальность полёта с нагрузкой 40 т: 6500 км
Экипаж: 5 человек
Количество десантников на борту: 126
Длина грузовой кабины: 24,54 м
Ширина грузовой кабины: 3,45 м
Высота грузовой кабины: 3,4 м
Объём грузовой кабины: 321 м³
Ресурс самолёта: 30 лет/10000 посадок/30000 часов

Использованы фото:

Матвей Горбачёв
Сергей Кривчиков
Тихон Чугайнов
Павел Фетисов
Carl Brent
Макс Скрябин
Вадим Савицкий
Иван Дождиков

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»