Истребители

К-1 — пассажирский самолет 20-х годов


К-1 — пассажирский самолет 20-х годов

Стройка
Даниэль Дефо

Авиаконструктор К.А. Калинин, создавший несколько удачных самолетов, занимал в истории советской авиации не последнее место. Бывший военный летчик (в 1916 г. окончил Гатчинскую военную авиационную школу) в 1922 г. был назначен начальником производственного отдела Киевского авиаремонтного завода «Ремвоздух-6». Трудясь на этом предприятии, Калинин и разработал проект своего первого пассажирского самолета К-1.

Выбранная конструктором схема пассажирского самолета стала типовой для его самолетов первого поколения. Это был одномоторный подкосный моноплан с ферменным сварным фюзеляжем — впервые в отечественной практике. Все первые самолеты Калинина имели эллиптические в плане крыло и хвостовое оперение. Такие несущие поверхности имеют меньшее аэродинамическое сопротивление, хотя и усложняют технологию производства. В трехместной кабине размещались удобный диван и два кресла.
Первый опытный самолет К-1 с маломощным двигателем «Сальмсон» в 170 л.с. был построен летом 1925 г. Первый полет был осуществлен 26 июля, пилотировал машину молодой пилот киевского гарнизона С.А. Косинский. Пройдя все испытания, К-1 стал первым отечественным самолетом, который был рекомендован в серийное производство. До 1926 г. пассажирские самолеты у нас в стране вообще серийно не строились. Серийное производство самолетов было начато на Харьковском заводе. Первые две машины строились в различных вариантах — пассажирском и санитарном. Такая унификация способствовала быстрому переходу на выпуск улучшенного варианта, облегчала освоение машины рейсовыми летчиками.

В мае 1927 г. на испытания вышел следующий самолет, К-2. По схеме и габаритам он почти не отличался от К-1. Новый самолет уже был без деревянных элементов. Остов фюзеляжа, хвостовое оперение и крылья были выполнены из стальных сварных труб. Обшивка крыла и оперения — по-прежнему из полотна, но лонжероны и нервюры алюминиевые. Более мощный двигатель БМВ-IV позволил увеличить грузоподъемность и довести число пассажиров до четырех. Первый полет К-2 совершил 12 мая 1927 г. Испытания подтвердили надежность и неприхотливость машины, но цельнометаллическая конструкция оказалась сравнительно тяжелой и нетехнологичной, а главное — дорогой.
В том же году был построен первый в стране специализированный санитарный вариант, К-3. Размеры и внешние очертания машины сохранились те же, что и на предыдущей модели, хотя крыло снова сделали деревянным. Кабина вмещала, кроме пилота и бортмеханика, носилки, установленные в два яруса, и место для врача. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через длинный прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа. В 1928 г. завод в Харькове стал именоваться Авиационным заводом Гражданского опытного самолетостроения (ГРОС).

Читать так же:
Су-27 - истребитель-перехватчик

Здесь был создан очередной самолет К.А. Калинина, К-4 в трех вариантах: пассажирском, санитарном и аэрофотосъемочном. Первый полет самолет выполнил в июне 1928 г. под управлением летчика-испытателя М.А. Снегирева. Пассажирский вариант мог перевозить четырех человек, их багаж и почту. Аэрофотосъемочный вариант оборудовался одним или двумя аппаратами. Летчики К.К. Арцеулов и Б.Н. Кудрин впервые выполнили аэрофотосъемку территории СССР для составления и уточнения географических карт. Санитарный вариант в октябре 1928 г. побывал на международной авиационной выставке в Берлине и был отмечен медалью. На пассажирском варианте К-4 экипаж М.А.Снегирева в августе 1929 г. выполнил рекордный по тому времени перелет по маршруту Харьков — Москва — Казань — Курган — Новосибирск — Иркутск и обратно в Харьков, протяженностью более 10 ООО км. Было построено 22 самолета К-4 в различных вариантах, и к концу 1920-х гг. они уже не соответствовали требованиям. В 1929 г. самолет К-4 потерпел аварию, в которой погиб видный военачальник Я.Ф. Фабрициус.

Тактико-технические характеристики самолета К-4

Экипаж, число пассажиров, чел.
1, 4

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, БМВ-4

Мощность, л.с.
240

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
16,7 / 40,0

Длина самолета / высота самолета, м
11,35 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2420 / 1450

Полной нагрузки, кг
970

Максимальная скорость, км/ч
174

Практический потолок, м
4500

Максимальная дальность, км
1040

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»